Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Разбирательство с отказывающейся платить по счетам E.S.C. Aviation Services Corp развернулось в Ставрополе
Жесткие обеспечительные меры по иску позволяют давить на недобросовестного партнера, игнорирующего договорные обязательства
Среди многочисленных клиентов Группы компаний «СРВ» есть предприятия, занимающиеся решением редких, а подчас и уникальных задач. Необычная сфера их деятельности в случае возникновения хозяйственных споров требует и от юристов поиска неординарных решений. Ярким примером такой работы является представление в арбитражном суде интересов компании ООО «СВТранс».
Основанная в 2001 году, она занимается перевозкой тяжелых негабаритных грузов. Услуги такого рода – сложные и в какой-то мере эксклюзивные. Тем не менее, «СВТранс» уже неоднократно доказала, что не существует препятствий для транспортировки грузов.
С «Юридическим агентством «СРВ» компанию «СВТранс» связывает многолетний опыт сотрудничества. Но его ключевым эпизодом пока остается судебное разбирательство с недобросовестным клиентом – E.S.C. Aviation Services Corp.
В 2013 году корпорация, представлявшая интересы израильского концерна «IAI», заключила контракт купли-продажи двух самолетов Ил76ТД. Их нужно было доставить из Ташкента на расстояние свыше 3000 километров – через Казахстан, в Таганрог. Этим, собственно, и занялась компания «СВТранс».
Ее коллектив провел очень большую работу, так как заказ предполагал использование дорог трех государств. В итоге самолеты были успешно доставлены автоколонной в 14 автопоездов. Три тысячи километров были преодолены в установленный срок и без каких бы то ни было потерь. Стоимость этой сложнейшей экспедиторской услуги, согласно договору, составляла 3,5 миллиона долларов США. Однако выполнив свои обязательства, перевозчик «СВТранс» так и не получил оплату в полном объеме. Факт выполненных работ заказчик не отрицал, подчеркивают в «Юридическом агентстве «СРВ», но найти управу на E.S.C. Aviation Services Corp, зарегистрированную в далекой Панаме, оказалось делом непростым.
Кстати, как ни странно покажется читателям, исковое заявление о взыскании задолженности по договору на оказание транспортных услуг по перевозке крупногабаритных грузов и договору поручительства было подано в Промышленный районный суд Ставрополя. География была выбрана совсем не случайно. Дело в том, что в этой истории однажды возникла фигура некоего Владимира Смирнова из Ставрополя, который уведомил перевозчика о том, что между ним и E.S.C. Aviation Services Corp заключен договор поручительства: согласно ему, перед «СВТранс» он отвечал за исполнение обязательств корпорацией. А точнее, нес солидарную ответственность, включая выплату компанией суммы основного долга, уплату процентов, неустоек, штрафов, комиссий, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков ООО «СВ Транс», вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства E.S.C. Aviation Services Corp. Поэтому подведомственность данного спора была определена, как говорят юристы, исходя из субъектного состава данных правоотношений. Как добавляют в «СРВ», споры о взыскании задолженности по договору с должника и солидарного поручителя – физического лица подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. В итоге ответчиками по делу стали В. Смирнов, зарегистрированный в Ставрополе, и E.S.C Aviation Services Corp с «пропиской» в Панаме.
Если говорить о других деталях спора, то цена договора должна была выплачиваться E.S.C Aviation Services Corp поэтапно – по мере движения груза. Всего же корпорацией в рамках исполнения договора было оплачено немногим больше двух миллионов доллара США. При этом заказчиком в нарушение договора так и не была перечислена сумма платы в размере 400 000 долларов в срок пять рабочих дней с момента выхода судна из порта Баутино. Плюс к этому компания-перевозчик так и не получила компенсацию за ряд непредвиденных договором расходов, вызванных простоем автотранспорта в Узбекистане, увеличением затрат на подготовку инфраструктуры, таможенным сопровождением по территории Казахстана и РФ, а также изменением клиентом сроков отправки. В отдельном допсоглашении стороны посчитали, что все это в общей сложности потянуло на 650 000 долларов. Однако возмещать их тоже никто не спешил.
Таким образом, сумма основной задолженности ответчика перед истцом по договору превысила миллион долларов США. А сумма неустойки за неисполнение обязательств составила 612 838 долларов. Общая сумма исковых требований к E.S.C Aviation Services Corp и В. Смирнову выросла до 1,6 миллиона долларов.
Отметим, что Промышленный районный суд Ставрополя вначале отказывался принять исковое заявление ООО «СВТранс», ссылаясь на неподведомственность данного спора суду общей юрисдикции. Однако решение изменилось после того, как отказ был обжалован в Ставропольском краевом суде. Правда, приняв исковое заявление к рассмотрению и учитывая экономический характер спора, суд общей юрисдикции передал дело в Арбитражный суд Ставропольского края.
«Но лишь иска о взыскании задолженности было недостаточно. Необходимо было принять меры по его обеспечению в виде ареста имущества ответчика на сумму исковых требований, – уточняет Роман Савичев. – Нами было подготовлено и подано в Арбитражный суд Ставропольского края заявление об обеспечении иска. Здесь действительно были крайне важны все нюансы. Груз ответчика в отличие от него самого находился на территории Российской Федерации. И он вполне мог предпринять меры по последующей передаче прав на имущество иным лицам. Ведь ответчик упорно хранил молчание – без ответов оставались все претензии, мы не получили пояснений о погашении задолженности, что показывало на явное нежелание ее гасить. Учитывая местонахождения ответчика, непринятие мер по обеспечению иска могло затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Тогда как перед «СВТранс» маячило разорение – слишком существенными для компании были понесенные при выполнении заказа траты».
Суд согласился с тем, что обеспечительные меры необходимы и оперативно удовлетворил ходатайство. На имущество, то есть привезенные самолеты, был наложен арест.
Однако буквально месяц спустя ставропольский арбитраж информирует, что вдруг прекращает производство по делу и, соответственно, снимает ранее назначенные обеспечительные меры. Причиной тому послужил анализ им некоторых пунктов договора, где было указано, что все противоречия и разночтения подлежат разрешению в арбитражном порядке, и арбитраж должен проводиться в Цюрихе, в соответствии с Правилами примирения и Арбитражем Международной Торговой Палаты.
Такой поворот не был неожиданным, отмечают в агентстве «СРВ». Будь это единственно возможный вариант защитить права клиента, разбирательство, конечно же, и не начиналось на Ставрополье. Но у юристов был свой аргумент: к подобным ситуациям в одном из обзоров судебной практики обращался Верховный суд РФ. В нем было четко сказано, что споры о взыскании задолженности по договору с должника и солидарного поручителя – физического лица подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции независимо от статуса заемщика и условия о подсудности, содержащегося в основном договоре. А потому ООО «СВТранс», руководствуясь именно этими разъяснениями высшей инстанции, подало исковое заявление в Промышленный районный суд Ставрополя по месту нахождения одного из ответчиков – физлица. А после спор как чисто экономический «перекочевал» в Арбитражный суд Ставропольского края.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд полностью удовлетворил апелляционную жалобу, поданную специалистами агентства «СРВ». Дело отправилось на новое рассмотрение, а арест на имущество был вновь возвращен. Таким образом, ООО «СВТранс» сохранила возможность и дальше удерживать арестованный груз и, тем самым, давить на заказчика, понуждая его к погашению долга. Специалисты ОАО «Юридическое агентство «СРВ» намерены помочь своему клиенту добиться результата.
По материалам постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А6310199/2015 от 08.07.2016.