Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Властям Калмыкии пришлось признать незаконность своего отказа в поддержке ставропольских аграриев
Специалистам Агентства «СРВ» удалось ликвидировать бюрократические препоны, мешавшие аграриям получать поддержку из бюджета
Аграрии, работающие в южных регионах, надолго запомнят лето 2012 года, отличившееся несколькими бедами, включая небывалую засуху. Сельхозтоваропроизводители недосчитались тогда доброй части урожая и понесли серьезные экономические потери.
Но надо отдать должное федеральному центру, оперативно откликнувшемуся на аграрную беду: в срочном порядке для спасения пострадавших предприятий регионам были выделены немалые средства. Не замешкался, в частности, и минсельхоз Ставрополья, своевременно «подпитав» финансами тех, кто из-за засухи понес серьезный ущерб.
– Как говорится, все познается в сравнении, – отмечает Роман Савичев. – Ставропольские чиновники поняли масштаб проблемы и постарались минимизировать последствия засухи, а вот в соседних регионах порой возникали проблемы. Яркий пример – история с нашим клиентом СПК «Путь Ленина». Этот колхоз-племзавод стабильно входит в число ведущих на Ставрополье. Причем бизнес в свое время потребовал увеличения площади обрабатываемых земель. Хозяйство решило, что в этом плане вполне подойдет Калмыкия. Но впоследствии оказалось, что «хозяев» там далеко не всегда особо интересует «самочувствие» бизнес-гостей.
Речь о том, что республиканское правительство в непростой 2012 год решило, что помощь работающим на территории региона предприятиям с «иногородней» пропиской не требуется. Хотя в общей сложности из казны Калмыкии была выделена дотация в размере более 173,3 миллиона рублей.
СПК «Путь Ленина» потерял посевы озимой пшеницы на площади в 5,3 тысячи га, что в специальном акте зафиксировали специалисты сельхозцентра при Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия. Там же отмечается, что колхоз понес затраты чуть более 21,8 млн рублей. Самостоятельно возместить получилось по большому счету лишь копейки. В невозмещенных затратах значилось немногим меньше 19,5 млн рублей. По идее – примерно такая сумма должна была вернуться предприятию из казны.
Однако в министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия посчитали иначе: «прописка» предприятия не местная, что и послужило для СПК «волчьим билетом» для попадания в компенсационный список. Поначалу добрых вестей не принесло и судебное разбирательство – в удовлетворении требований колхоза Фемида на первом этапе отказала.
Правда, позже, изучив подготовленную специалистами ОАО «Юридическое агентство «СРВ» кассационную жалобу, суд направил дело на новое рассмотрение. Как было отмечено, суд первой инстанции не выяснил, что давало право республиканским властям территориально ограничивать аграриев, тем самым предприятия-«пришельцы» оказывались в заведомо невыгодных условиях по сравнению с местным бизнесом.
«Второй круг», таким образом, отметился победами СПК «Путь Ленина». Конечно, в кассационной жалобе правительство Калмыкии не преминуло «сыграть» в числе прочего на обделенности республики: чиновники заявили, что фактически из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Более того, правительство продолжало настаивать, что определение условий предоставления субсидии сельхозпроизводителям входит лишь в его полномочия.
Но опираясь на позицию, изложенную специалистами «Юридического агентства «СРВ», Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Распределение полномочий между федеральным центром и регионами, а также бюджетное законодательство страны предполагает, что в таких обстоятельствах, как случившаяся засуха, территориальные власти вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий. Однако в числе критериев отбора таких получателей не должно значиться никаких дискриминационных условий. Федеральные законы, регулирующие основные принципы поддержки АПК, не ставят предоставление товаропроизводителям финансовой поддержки в зависимость от места их регистрации.
– Установка такого критерия для получения субсидий, как место государственной регистрации ставит лиц, осуществляющих одинаковую сельскохозяйственную деятельность в Калмыкии, в неравные условия, – уточняет Р. Савичев, – в то время как дотации из федерального бюджета предусмотрены для поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 именно на этой территории. А тот факт, что из казны было выделено меньше, чем власти ожидали, не свидетельствует о том, что должен «включиться» принцип какой-то «выборочности».
К слову, законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации предоставлять регионам дотации в запрашиваемом ими размере. В данном случае решение об объемах помощи принималось с учетом предоставленных властями Калмыкии данных о размере причиненного засухой ущерба. Доказательств сокращения размера дотации только на том основании, что приняты во внимание данные о затратах сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории республики, судам представлено не было.
В итоге выходило, «некалмыкские» аграрии, пережившие удар стихии, могут рассчитывать на помощь государства наряду с местными. Победа юристов Агентства «СРВ» имела практическое значение. Правительство Калмыкии было вынуждено привести в соответствие с требованиями законодательства конкретный «дискрминационный» документ. А именно – порядок предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.
По материалам постановления Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2014 г. по делу № А53-31065/2012.