Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Юридическому агентству «СРВ» удалось вытащить из кредитной ловушки Группу компаний «ДримКар»
Грамотно выстроенная оборона и профессионально выстроенные правовые маневры могут вынудить даже крупный банк сменить гнев на милость при просроченном долге более миллиарда рублей
Широко известные на Ставрополье компании группы «ДримКар» в последние годы неслабо лихорадит.
Для покупателей автомобилей это обернулось непонятными задержками поставок, когда по несколько месяцев ставропольцам приходилось ждать уже оплаченные ими машины. Понятно, во все инстанции летели жалобы, суды принимали иски возмущенных и присуждали им компенсации за вынужденное длительное ожидание, а следственные органы искали в происходящем элементы мошенничества. Автосалоны пустели, а фирмы «ДримКара» стремительно прощались с репутацией надежных автодилеров…
Параллельно же очень масштабная работа велась специалистами «Юридического агентства «СРВ». Ведь если заглянуть за ширму, проблема выходила далеко за рамки перебоев в поставках машин – некогда суперуспешная автоимперия вдруг оказалась на грани разрушения, катализатором чему послужил экономический кризис 2008-2009 годов.
До этого времени бизнес Эмиля Гашимова процветал. Группа компаний «Дрим Кар» была одним из крупнейших на Юге России официальных дилеров ведущих иностранных брендов автомобильных марок. Кроме того, группе компаний «Дрим Кар» было предоставлено право гарантийного технического обслуживания автомобилей. Сеть из нескольких десятков салонов предлагала не только широчайший ассортимент машин, но также по большому счету показывала пример, как надо их надо продавать, – покупателям обеспечивался сервис наивысшего уровня. Руководство щепетильно относилось к квалификации персонала, оборудованию, внешнему оформлению – все должно было быть на высшем уровне. И это действительно работало. Поток клиентов не иссякал. Вплоть до конца 2008 года.
Вспомним, как тогда начался продолжающийся до сих пор экономический кризис: резко упал курс рубля, а с ним и спрос на роскошь, и вообще покупательная способность населения. Наисильнейший удар тут же пришелся по автопродажам. Люди резко перестали покупать машины, а если и заказывали – то те, что подешевле…
И уже в 2009 году многомиллиардные обороты компаний «ДримКар» неумолимо стали падать. А кассовые, разрывы, напротив, - расти: доходы никак не поспевали за расходами. Нужно было выполнять многочисленные обязательства перед клиентами и осуществлять дальнейшие поставки в край иномарок и комплектующих к ним, содержать сеть салонов.
«Схема работы по дилерским соглашением предполагает потребность в большом количестве оборотных средств, что в условиях финансового кризиса оказалось проблематичным. Автомобильный бизнес ведь является своего рода пирамидой, которая без привлечения достаточного количества новых клиентов просто не может существовать, – объясняет специфику Роман Савичев. – Единственным выходом из ситуации на тот момент оказалось привлечение заемных средств».
Выбирать, понятное дело, особо не приходилось. В кризис банковские предложения особой щедростью не отличались. В итоге каждая из десяти фирм, входящих в группу «ДримКар, заключила договоры с Северо-Кавказским банком. Кроме того, в обеспечение исполнения заемных обязательств между фирмами были заключены перекрестные договоры поручительства, а также оформлены договоры залога имущества. Вряд ли стоит говорить, что все оно, то есть автосалоны, сервисное оборудование и земельные участки, как это бывает в таких случаях, было оценено гораздо ниже рыночной стоимости.
Кредиты позволили возобновить нормальную работу компаний, но совсем ненадолго. В Арбитражный суд Ставропольского края задолго до начала сроков погашения сумм основного долга по кредитным договорам поступили 54(!) исковых заявления от Сбербанка о взыскании с ГК «ДримКар» и их поручителей задолженности, включая пени. В общей сложности, банк хотел получить почти 5 миллиардов рублей. Параллельно юристы Северо-Кавказского банка подали десятки исков в суды общей юрисдикции о взыскании денег с физлиц, также выступивших поручителями по кредитам, включая самого Эмиля Гашимова и членов его семьи.
Что двигало банкирами – недоверие к клиенту и неуверенность в его завтрашнем дне, личные амбиции или непрофессионализм, – сейчас сказать сложно. На момент обращения Э. Гашимова в «Юридическое агентство «СРВ», требования банка в Арбитражном суде Ставрополья уже рассматривались по существу, и процесс вполне мог завершиться решениями в пользу кредитора. По всей видимости, по этой причине без внимания оставались многочисленные просьбы руководства ГК «ДримКар» отсрочить уплаты процентов по кредитным договорам до завершения финансового кризиса.
«С чего мы начали работу по вызволению клиента из кредитной ловушки? Конечно, с детального анализа тех документов, которые были подписаны сторонами, – рассказывает Р. Савичев. – А бумаги, надо сказать, представляли собой настоящий кладезь для претензий. Только представьте, некоторые кредитные договоры элементарно не отвечали обязательным требованиям закона. Например, условия о комиссиях за рассмотрение заявки, за открытие кредитной линии, очередность направления денежных средств, поступающих в счет погашения задолженности, были сформулированы в кредитных договорах таким образом, что клиент оказывался в крайне невыгодном, практически кабальном положении по отношению к банку. Грех было этим не воспользоваться!»
Встречные исковые заявления о признании отдельных условий кредитных договоров недействительными сильно изменили соотношение сил. Надежда банкиров получить намного больше, чем было выдано «ДримКару» в кредит «таяла» практически на глазах. И теперь уже руководство Северо-Кавказского банка срочно искать способы решения проблемы возврата хотя бы уже выданных средств.
В итоге, Сбербанк России решил избавиться от проблемного и упорного клиента и продать безнадежный долг. Права требования банк уступил с дисконтом в 51 процент от общей суммы выданных займов. То есть долг был продан за 2,2 миллиарда рублей. С учетом неоплаченных процентов, комиссий, пени, штрафов потери несговорчивого кредитного учреждения превысили два с половиной миллиарда рублей. Долг был приобретен Группой компаний «Синдика» – структурой экс-главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.
Но если юристам «СРВ» удалось снять напряжение в одной точке, то оставалась еще одна проблема. Не менее сложными были взаимоотношения ГК «ДримКар» с ОАО «МДМ Банк, где кредитовалась вторая часть компаний Э. Гашимова, объединенная в группе «Автосистема». Эта группа осуществляла реализацию автомобилей через сеть автосалонов, расположенных вдоль федеральной трассы «Кавказ» вблизи Минеральных Вод. Учредителем всех компаний была мать Эмиля Гашимова.
К слову, он обратился к помощи «Юридического агентства «СРВ», когда Арбитражный суд Москвы вынес два решения о взыскании в пользу ОАО «МДМ Банк» более миллиарда рублей. Претензии были адресованы и к членам семьи, выступавших поручителями по кредитам.
«Надежным правовым инструментом при наличии крупной дебиторской задолженности уже давно зарекомендовала себя инициация процедуры банкротства, – говорит Роман Савичев. – Решено было пойти на это, не дожидаясь шагов со стороны банка. Юристами нашего Агентства были подготовлены и поданы в арбитраж заявления от каждой из компаний, входящих в «Автосистему», о признании их несостоятельными и введении наблюдения. Заявления были удовлетворены, утверждены предложенные нашими юристами кандидатуры арбитражных управляющих. И в результате предпринятых действий мы получили управляемую процедуру банкротства, то есть контроль над ситуацией».
Но ключевое противостояние с банком, категорически не желающим идти на реструктуризацию долга, было впереди. Вынудить «МДМ Банк» все же вступить на путь переговоров юристы решили также через суд, только претензии в данном случае напрасно было предъявлять к договорам. К тому времени банки научились не включать в документы недействительные условия. Внимание привлекло информационное сообщение на сайте ОАО «МДМ-Банк»: в нем говорилось, что с Группы компаний «ДримКар» в судебном порядке взыскана задолженность в размере более 1,6 миллиарда рублей и что вся группа балансирует на грани разорения.
«Компании, конечно, находились в нелучшем финансовом положении, однако вердикт был вынесен все же в отношении ГК «Автосистема», которая формально находилась под управлением других лиц и не имела к «ДримКару» прямого отношения, – рассказывает Р. Савичев. – То, что поручителем по кредитным договорам с МДМ Банком являлся лично Э. Гашимов, не давало права вешать ярлыки на весь бизнес… Не исключено, что это было банальной ошибкой пресс-службы. Но тем не менее, ее активно растиражировали крупные медиаресурсы, что действительно было неслабым ударом по репутации. И мы решили развивать эту идею и обратиться в суд с иском о признании сведений несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию компаний «ДримКар».
Блеф, – возможно скажет читатель. Но это понятие также не чуждо юридической практике. Состязательность как раз предполагает внушение противнику, что у вас на руках гораздо более сильная карта, чем есть на самом деле. В Арбитражный суд Ставропольского края было подано исковое заявление о признании сведений, размещенных на сайте «МДМ Банк» и в нескольких крупных изданиях, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию группы компаний «Дримкар». Цена иска была выставлена по максимум – более трех миллиардов рублей. Почти вдвое(!) больше, чем требовал банк.
Сумма ущерба была рассчитана исходя из оборотов компании за предыдущие периоды в сравнении с периодами, последовавшими после публикации, анализе количества новых клиентов и заключенных договоров. Сумма вреда деловой репутации являлась приблизительной, однако была обоснована расчетами и выглядела вполне реалистичной, объясняют юристы Агентства «СРВ».
Нависшую над банком угрозу усугубляла непредсказуемость исхода: «репутационные» дела в нашей стране остаются сложными для многих юристов в силу множества правовых пробелов, противоречивой судебной практики и т.д. Плюс свою лепту внесла и специфика банковского бизнеса, о которой прекрасно знали специалисты «СРВ».
Дело в том, что банк является специализированной организацией, к которой предъявляются особые требования по части соблюдения баланса собственных активов и нормативных показателей. Иск в размере 3 миллиардов рублей по инструкциям ЦБ РФ требовал обязательного досоздания банком резервов в требуемой сумме, что, безусловно, создавало для МДМ Банка дополнительные трудности.
Чтобы избежать их, банк кардинально поменял отношение к должнику. Эмиля Гашимова пригласили на переговоры, итогом которых стали договоренности о заключении мирового соглашения, вполне устроившего обе стороны.
Кредитный узел оказался разрублен. Наставала пора разбираться с остальными проблемами – погашать задолженности за недопоставленные автомобили, выплачивать задержанную зарплату и рассчитываться по обязательным платежам.
Дело в том, «ДримКару» во всех передрягах все же пришлось пожертвовать частью бизнеса. Новый хозяин сбербанковского долга Группа компаний «Синдика» получила в собственность здание салонов, но вдохнуть в них новую жизнь было очень затратным удовольствием. «Синдика» рассчитывала воспользоваться опытом и наработками «Дримкара» – стороны заключили соглашение. По его условиям «ДримКар» фактически передавал половину автомобильного бизнеса в Минеральных водах и в Ставрополе, а «Синдика» предоставляет денежные средства, необходимые для погашения задолженности перед клиентами, сотрудниками и государством.
Но к середине 2015 года стало очевидно, что, получив половину бизнеса, руководство «Синдики» исполнять свои обязательства не собирается. «Было подозрение, что зреют намерения по захвату всей автомобильной империи, и перед Агентством была поставлена задача не допустить такого развития событий», – добавляет Р. Савичев.
Юристы Агентства «СРВ» подготовили иски об оспаривании сделок по отчуждению долей в компаниях «ДримКар», которые были проданы по номинальной стоимости в 10 - 20 тысяч рублей при стоимости активов в сотни миллионов рублей. Кроме того, были предъявлены иски о взыскании с компаний, отошедших «Синдике», сумм внутренних долгов группы в размере, составляющем более миллиарда рублей. Ведется работа совместно с арбитражными управляющими компаний «ДримКар» по оспариванию сделок по отчуждению автосалонов.
Если партнерства с ГК «Синдика» не получилось, а соглашения намеренно не выполняются, ГК «ДримКар» совместно с «Юридическим агентством «СРВ» предстоит забрать обратно то, что было создано непосильным трудом за долгие годы.