Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея


Новости Группы компаний «СРВ»





Роман Савичев: «К «оборонной» мафии пришлют прокуратуру»



Статья опубликована в газете Ставропольская правда 04 апреля 2021 г.


Новые полномочия получит российская прокуратура. В соответствии с законопроектом, поступившим в Госдуму, «око государево» сможет обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок при выполнении государственного оборонного заказа и о возмещении ущерба. Предполагается, что подключение к этой работе прокуратуры позволит обуздать «оборонную» мафию, которая только за два последних года нанесла государству ущерб в 17,5 млрд рублей. Комментирует новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Этот законопроект вносит изменения в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ (об участии прокурора с иском в защиту публичных образований в сфере оборонно-промышленного комплекса), - отмечает Роман Савичев. – Документ уже принят в первом чтении, и, учитывая, что в парламент его направило Правительство РФ, он вскоре обретет законную силу. Новая задача надзорного ведомства определена в пояснительной записке к законопроекту, процитирую: «Расширение процессуальных полномочий органов прокуратуры позволит существенно повысить эффективность судебной защиты нарушенных имущественных прав государства при исполнении государственного оборонного заказа, обеспечить сохранность и целевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов».

Очевидно, что внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс объясняется также и правоприменительной практикой. Генпрокуратура обнародовала такие тревожные цифры: с 1 января 2018 года по 1 января 2020-го по фактам криминала в сфере оборонки по материалам прокурорских проверок было возбуждено 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству при исполнении оборонного заказа превысила 17,5 млрд рублей. Однако в ходе следствия было возмещено лишь 4 миллиарда. Свыше полутора миллиардов рублей было взыскано по искам прокуроров судами общей юрисдикции. Другой криминальный пласт «сокрыт» в сфере поставок товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. За названные два года в сфере госзакупок было выявлено 300000 (!) нарушений, для устранения которых «око государево» внесло свыше 85 тысяч представлений, предъявило 3302 иска на 2 миллиарда рублей, в итоге возбуждено 1380 уголовных дел.

Особо подчеркну, что мы сейчас говорим о работе прокуратуры в судах общей юрисдикции, когда воров уже хватают за руку. Что же касается арбитражных судов, рассматривающих дела по экономическим спорами и связанным с предпринимательской деятельностью, то здесь, как правило, выясняют отношения хозяйствующие субъекты, юридические лица. Причем нередко в келейном порядке, негласно, если говорить о госзакупках. Например, какой-нибудь муниципалитет, заключивший за «откат» госконтракт с фирмой-однодневкой, может годами вяло судиться с ней за невыполненные дорожные работы. Видимо, государству такие ситуации уже встали поперек горла, если решено прибегнуть к активной помощи прокуратуры. Новый закон, когда он будет принят, наделит надзорное ведомство двумя важными функциями. Во-первых, прокуратура получит право обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и предпринимателями при выполнении государственного оборонного заказа. Однако оборонным заказом дело не ограничится: аналогичные полномочия «око государево» получит и в отношении поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. И здесь принципиальным является тот факт, что прокуратура сможет вчинить иск виновной стороне, даже если в ее уставном капитале есть доля государства или муниципалитета. Во-вторых, прокуратура получит право взыскивать в арбитраже ущерб, причиненный государству в результате мутных схем с исполнением оборонных заказов и госзаказов.

При анализе этой проблемы может возникнуть логичный вопрос: а куда же смотрят банки, сопровождающие сделки? К сожалению, следует признать — и это подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту — что действующие сегодня системы банковского сопровождения расчетов, связанных с исполнением оборонного заказа, а также мониторинга и контроля за использованием средств при его размещении и выполнении государственных контрактов не обеспечивают исключения злоупотреблений. Иными словами, уполномоченные банковские организации должны контролировать прохождение средств оборонного заказа по спецсчетам, но они не могут (и не имеют полномочий) прервать выполнение контрактов. Между тем привлечение к поставкам фирм-однодневок является пока неискоренимым злом при выполнении государственных и муниципальных контрактов, общая стоимость которых ежегодно исчисляется триллионами рублей.

Кстати, интересная статистика: по данным Федеральной антимонопольной службы, количество жалоб на нарушения в госзакупках ежегодно прирастает и уже составляет около 100 тысяч. Кто-то из чиновников радеет «дружеской» фирме, выстраивая под нее условия аукциона или тендера. А кто-то стремится воспользоваться законодательной лазейкой, чтобы произвести закупку у единственного поставщика, что всегда является игрой на грани фола. Стремление отсечь конкурентов и отдать контракт аффилированным компаниям уже стоило карьеры не одному чиновнику на Ставрополье, а некоторые даже «сели».

Если же в целом оценивать законопроект, который мы сегодня обсуждаем, то, думаю, он значительно расширяет полномочия надзорного ведомства в сфере госзакупок и оборонзаказа. После его принятия, безусловно, можно прогнозировать увеличение числа исков к недобросовестным или даже откровенно криминальным компаниям.

19-04-2021


Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru