Победа — наша работа!
Биографическая статья и интервью с Романом Савичевым
Отзывы друзей и коллег о Романе Савичеве
Журнал «Вестник хозяйственного правосудия Южного и Северо-Кавказского федеральных округов»
Основные награды Группы компаний «СРВ»
Клиенты Группы компаний «СРВ»
Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
В непростой битве за товарный знак «Стрижамент» победу одержало ООО ТПП «Меркурий» - клиент Агентства «СРВ»
На Ставрополье удалось возродить производство продукции под уникальным брэндом «Стрижамент»
Российское законодательство нередко преподносит неприятные сюрпризы: оно полно пробелов, пестрит противоречиями, а то и вовсе не поспевает за современными реалиями. Все это крайне актуально для сферы оборота интеллектуальной собственности – как правило, в этом правовом поле даже очень опытные юристы находят больше вопросов, чем ответов.
Между тем, давно стало очевидным, что интеллектуальная собственность и правовые механизмы ее защиты являются неотъемлемым фактором роста научного, экономического и культурного потенциала любой страны. Показательно, что слабость этих позиций в законодательстве нашего государства была одним из серьезных препятствий при вступлении России во Всемирную торговую организацию. До недавнего времени у нас действовали законы, принятые еще в начале девяностых. Насколько они были актуальны в стране после всех произошедших за 15 лет изменений говорить, наверное, не стоит.
Значительно улучшило ситуацию вступление в силу в 2008 году четвертой части Гражданского кодекса, посвященной вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Но несмотря на то, что эти нормы действуют уже более трех лет, практики их применения и однообразного толкования до сих пор нет. Потому для судебной практики ценны любые правовые «баталии» на этом поле, это дает надежду, что будут выработаны конкретные механизмы работы неоднозначных законов.
У специалистов юридического агентства «СРВ» есть определенный опыт защиты результатов интеллектуальной деятельности. Так, при их участии разворачивалась история вокруг известного товарного знака «Стрижамент»: алкогольные напитки с таким названием когда-то были визитной карточкой Ставрополья. Вкус фирменной настойки знали далеко за пределами края.
Продукция под торговой маркой «Стрижамент» выпускалась на ставропольском одноименном заводе с 70-х годов прошлого века и составляла более 40% всех производимых на Ставрополье крепких напитков. Однако в девяностых стало очевидно, что краевое правительство, являющееся собственником ликероводочного завода, не справляется с новыми рыночными реалиями. Банкротство предприятия было мучительным и скандальным, в эту процедуру, как мы уже писали, оно вступило почти девственно чистым: активы, представляющие собой хоть какую-то ценность, были тихонько распроданы разными директорами. Гасить долги перед кредиторами было практически нечем… Но если страсти по возвращению в конкурсную массу незаконно «ушедших» мощностей, выявлению липовых кредитов и сделок уже постепенно стихают, то интерес к товарному знаку «Стрижамент», напротив, все это время лишь разгорался.
В результате ожесточенных торгов ООО ТПП «Меркурий», ведущий дистрибьютор алкогольной продукции СКФО, выкупило всю интеллектуальную собственность ликероводочного завода «Стрижамент»: товарный знак и, соответственно, право производить фирменную настойку и другую алкогольную продукцию под этим брэндом. Компания строила большие планы по поводу организации производства фирменного ставропольского напитка, для этого ею даже строился новый завод.
Однако с результатами торгов смирились не все. И при несовершенстве российского законодательства об интеллектуальной собственности шансы потерять права на брэнд у «Меркурия» были достаточно велики. Финансовая сторона вопроса «доброжелателей» только подогревала: стоимость товарного знака уже на тот момент составляла несколько десятков миллионов рублей. Его потеря грозила компании «Меркурий» колоссальными убытками.
Интерес к раскрученному товарному знаку проявило ООО «Казачье», которое позиционирует себя как один из старейших заводов России по производству спирта. В 2008 году ему удалось втянуть «Меркурий» в длительную процедуру досрочного прекращения правовой охраны товарного знака «Стрижамент/Strigament». Именно с таким заявлением в конце 2008 года «Казачье» обратилось в Палату по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Несмотря на сложную формулировку, цель очевидна – таким образом можно было лишить «Меркурий» всех прав на товарный знак и позже зарегистрировать этот брэнд на себя.
Забегая вперед, следует отметить, что данное дело рассматривалось не только в Палате по патентным спорам, но и во всех инстанциях арбитража вплоть до Высшего Арбитражного суда. Все решения были приняты в пользу клиента «СРВ» – ТПП «Меркурий». Причем в российской практике это было первое подобное разбирательство, дошедшее до Высшего Арбитражного суда. Он как раз и определил соответствующий закону механизм разрешения таких споров.
Говоря образно, «роли» в процессе распределились следующим образом. ООО «Казачье» нужно было доказать свою заинтересованность в получении товарного знака «Стрижамент/Strigament» и наличие возможностей для его последующего использования. А вот главная задача юристов «СРВ», представлявших интересы «Меркурия», сводилась к установлению фактов использования брэнда в течение трех предыдущих лет. Этот период выпадал на время, когда завод «Стрижамент» банкротился, что существенно осложняло положение дел. А ведь под использованием в данном случае закон понимает только реальные действия, направленные на доведение продукции с этим товарным знаком до потребителя.
В процессе разбирательства «Казачье» уверяло, что способно дать вторую жизнь брэнду: мол, как у известного производителя алкогольной продукции у него имеются достаточные мощности, да и находится фирма в Ставропольском крае, на территории которого расположена гора Стрижамент...
Оспорить эти доводы в судах и Палате по патентным спорам оказалось не особо сложно. Специалистам агентства «СРВ» удалось собрать пакет документов, свидетельствующих об обратном. К примеру, известно, что распространение алкогольной продукции на территории России допускается только с акцизными марками, которые на тот момент выдавались производителям налоговыми органами. В материалы дела было представлено письмо Управления Федеральной налоговой службы, из которого следовало, что ООО «Казачье» с 2007 года акцизных марок не получало, а значит, не выпускало легальный алкоголь. Более того, во время затеянного фирмой разбирательства (а длилось оно почти три года) срок действия ее лицензии истек, и она не была продлена. А из заключения Торгово-промышленной палаты Ставропольского края вообще следовало, что у ООО «Казачье» полностью отсутствует возможность производства и реализации алкогольной продукции подобной той, которая известна всем как «Стрижамент». И это не удивительно, ведь основная специализация завода – это производство этилового спирта из пищевого сырья, а также… белковой кормовой смеси для животных.
Что же касается использования торговой марки, то и здесь специалистам «СРВ» удалось собрать достаточный объем доказательств. Благо, ситуацией с банкротством «Стрижамента» они были знакомы очень хорошо: к услугам агентства прибегал конкурсный управляющий завода для возвращения растащенного имущества предприятия.
В результате поисков удалось обнаружить факты розничной и оптовой торговли продукцией, на которой графически отображен товарный знак «Стрижамент/Strigament». Банкротившийся ликероводочный завод в силу требований ГОСТов добросовестно на своих этикетках отображал сведения о товарном знаке. И хотя на значительную часть продукции был наложен арест, некоторые остатки все же пошли на сбыт. В подтверждение этого специалистами юридического агентства была представлена и подтверждена документально схема реализации настойки «Стрижамент», начиная с момента ее изготовления до продажи в фирменных магазинах и через сеть ставропольских гастрономов. Кроме того, получилось достать материалы, доказывающие участие горячительного с завода «Стрижамент» на выставках и ярмарках.
Решение Палаты по патентным спорам было однозначным: ООО «Казачье» получило категорический отказ. Сейчас на Ставрополье в полную мощность работает новый современный завод «Стрижамент», который использует в производстве уникальный природный потенциал Северного Кавказа. Важность этого решения для дальнейшего разрешения подобных дел трудно переоценить. Именно с участием юристов «СРВ» в нашей стране появилась юридическая практика по рассмотрению дел в одной из важнейших сфер законодательства о защите прав интеллектуальной собственности.
По материалам Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда от от 01.03.2011 по делу № 14503/10 и Заключения коллегии Палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения заявления от 03.06.2011.