Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Двойная победа малого бизнеса над местной администрацией в ВС



Автор: Алина Михалёва

Администрация Смоленска решила не включать в схему размещения нестационарных торговых объектов города многие павильоны местных предпринимателей. Последствия невозможность осуществлять там торговлю. Коммерсанты пошли оспаривать постановления чиновников, утвердивших схемы, в суд, и решения, а также доводы разных инстанций были почти всегда противоречивыми. Дело и прекращали, и отправляли на второй круг, и удовлетворяли требования предпринимателей. В итоге спором с подачи Олега Свириденко занялась экономколлегия Верховного суда.

"Свежее мясо" и слишком маленький торговый павильон

В сентябре 2013 года индивидуальный предприниматель Самвел Аветисян, занимающийся розничной торговлей "свежим мясом" в Смоленске, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к местной Администрации (дело № А62-5357/2013). Он просил признать ее постановление от 25 декабря 2012 года № 2317-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" недействующим и не соответствующим п. 4 ст. 10 закона о торговой деятельности и частям 1 и 3 Конституции РФ.

В обоснование этого ИП Аветисян указывал на то, что его торговый павильон, располагавшийся на улице Фрунзе, не был включен в утвержденную спорным постановлением схему размещения нестационарных торговых объектов Смоленска. А это, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы как субъекта малого предпринимательства, в том числе право на частную собственность. При этом он ссылался на то, что спорный документ был принят с нарушением ч. 4 ст. 10 Закона о торговой деятельности, согласно требованиям которой схема должна обеспечивать размещение 60 % нестационарных торговых объектов для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Администрация Смоленска же доказывала другое  что положения действующего законодательства не обязывают уполномоченные органы включать имеющиеся нестационарные объекты в утверждаемые схемы.

Высказала свое мнение по этому спору и Прокуратура Смоленской области, которая вступила в дело на основании ст. 52 АПК. Требования ИП Аветисяна, на ее взгляд, подлежат удовлетворению: "поскольку администрацией не представлено документального обоснования, по какому критерию в схему размещения включены те или иные места и исключено торговое место ИП". А кроме того, сомневался правоохранительный орган и в том, были ли соблюдены при этом цели включения объектов в схему, установленные п. 3 Правил включения нестационарных торговых объектов в схему размещения (утверждены постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772) и п. 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (утвержден постановлением местной Администрации 27 января 2011 года № 38).

Однако у АС Смоленской области было иное мнение. В своем решении судьи (Татьяна Лукашенкова, Елена Бажанова и Вера Еремеева) в первую очередь указали на то, что в процессе рассмотрения дела оспариваемый документ был признан утратившим силу пунктом 3 более позднего одноименного постановления местной администрации (№ 127-адм от 20 января 2014 года). При этом, указывала коллегия в определении, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (определение от 12 июля 2006 года № 182-О) и Высшего арбитражного суда (п. 10 постановления Пленума ВАС № 58) производство по делу об оспаривании утратившего силу НПА не может быть прекращено, если в период его действия были или могли быть нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Однако, по мнению судей, спорный документ никаких прав и законных интересов ИП не нарушал.

Как установили судьи, ИП Аветисян заключил с Департаментои имущественных и земельных отношений Смоленской области договор аренды земельного участка на ул. Фрунзе, где располагался его торговый павильон, еще в 2008 году на неопределенный срок. Однако в феврале 2013 года Департамент его расторг после принятия Администрацией 2 ноября 2012 года постановления 1940-адм, где был утвержден перечень улиц, территории которых не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов. Так, согласно этому документу, на ул. Фрунзе можно размещать только торговые павильоны площадью менее 50 кв. м за исключением объектов по реализации печатной продукции. Площадь же торгового павильона Аветисяна составляла 19 кв м., а занимался он розничной торговлей свежего мяса. "Таким образом, непосредственно оспариваемым постановлением права ИП Аветисяна не затронуты, поскольку включение территории, занимаемой [его] торговым павильоном и имеющим площадь менее 50 кв. м, в схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением № 1940-адм в любом случае не допускается",  резюмировали судьи и в итоге 14 февраля 2014 года производство по делу прекратили. Сослались они при этом на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

"Суд спор, по сути, не рассмотрел"

Однако такое решение не устояло в АС Центрального округа. Так, по мнению кассационной коллегии (Наталии Николаевой, Галины Стрегелевой и Василия Шелудяева), суд первой инстанции неверно истолковал положения п. 10 постановления Пленума ВАС № 58 "как дающие основания прекратить производство по делу в случае вывода о ненарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя". "Позиция суда ошибочна, поскольку нормативный акт может затрагивать публичный интерес или интересы других лиц,  поясняется в постановлении суда округа.  Установление же этого факта возможно только при рассмотрении дела по существу".

Указала кассационная коллегия также на то, что в этом споре не подлежал применению и п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, на который и сослался суд первой инстанции, прекращая производство. "Поскольку настоящее дело рассмотрению в арбитражном суде подлежало",  поясняется в постановлении АС Центрального округа.

Кроме того, по мнению кассационной коллегии, суд первой инстанции вообще занял "противоречивую позицию". "С одной стороны, дал оценку положениям оспариваемого акта, порядку и полномочиям на его принятие, с другой стороны, не сформулировал выводы по существу спора об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявленных требований",  рассуждали судьи.

Более того, указала коллегия и на то, что при рассмотрении дел об оспаривании НПА в круг подлежащих установлению обстоятельств не входит "действительность нарушения прав и законных интересов заявителя". В этом случае арбитражный суд должен проверить оспариваемое положение в полном объеме и установить его соответствие НПА, имеющим большую юридическую силу.

"Суд спор, по сути, не рассмотрел, ограничившись выводами о ненарушении прав и законных интересов заявителя,  резюмировала коллегия.  Таким образом, прекращение производства по делу создало препятствие для заявителя, имеющего право на судебную защиту в виде принятия судебного акта по существу спора".

И в результате 16 апреля 2014 года судьи кассации направили дело на новое рассмотрение в АС Смоленской области, указывая при этом на необходимость вынести судебный акт по существу, проверить оспариваемый документ на соответствие нормам закона о торговле и Конституции, а также другим законам "с точки зрения защиты публичного интереса".

Схема размещения торговых объектов это "не средство для ограничения предпринимательской активности"

На втором круге разбирательств к спору присоединились и другие предприниматели, арендуемые земли которых также не вошли в схему размещения и которые также обратились в суд с требованием признать постановление смоленской администрации № 2317-адм недействующим. Их дела, а также дело по заявлению Аветисяна были объединены в одно производство.

И в этот раз для малого бизнеса все сложилось удачно. 18 августа 2014 года коллегия судей АС Смоленской области (Лукашенкова, Бажанова и Вероника Касильникова) признала спорное постановление Администрации не соответствующим положениям закона о торговле, Правилам № 772 и Порядку № 38. Проанализировав эти документы, коллегия пришла к выводу, что произвольный пересмотр схем размещения, невключение в них или исключение их них уже функционирующих объектов приводит к "административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов", что в свою очередь противоречит смыслу ч. 6 ст. 10 закона о торговле. "Согласно [этой норме] схема размещения  инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности",  говорится в решении суда.

Доказательств же того, что при утверждении спорной схемы была учтена необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, достигнуты нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми объектами, а малый и средний бизнес получил не менее 60 % нестационарных торговых объектов, Администрация в дело не представила, подытожили судьи.

Так подведомственен или нет?

Впрочем, успех предпринимателей был недолгим. 31 октября 2014 года кассационная коллегия АС Центрального округа (Людмила Степина, Шелудяев и Стрегелева) вновь решение первой инстанции отменила, но в этот раз сама прекратила производство по делу.

Вопреки своим недавним выводам судьи кассации решили, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду. В обоснование этого они сослались на п.2.1 постановления ВАС от 30 июля 2013 года № 58, согласно которому заявление о признании НПА недействующим может быть подано в арбитражный суд, если это прямо предусмотрено федеральным законом, а также если в нем содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования. "Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда",  трактовали они документ. Однако ни законом № 184 от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ни другими НПА, имеющими большую юридическую силу, рассмотрение дел об оспаривании НПА органов исполнительной власти субъектов РФ к подведомственности арбитражного суда не отнесено, резюмировали они.

Можно. Правда, это будет незаконно.

Тогда Аветисян и заместитель Генпрокурора РФ обратились в Верховный суд, однако судья ВС Галина Попова оснований для передачи дела на рассмотрение экономической коллегии не увидела. Зато их увидел зампред ВС Свириденко. 4 июня 2015 года он представление заместителя Генпрокурора удовлетворил и направил дело в экономколлегию.

По мнению Свириденко, нижестоящие инстанции не исследовали правовую природу спорного постановления № 2317-адм, а кроме того, говорится в определении о передаче, в судебных актах отсутствуют правовое обоснование и выводы о нормативном характере спорного постановления.

Кроме того, согласился зампред и с доводом заявителей о том, что отсутствие в действующем законодательстве норм, специально регулирующих порядок обжалования НПА в сфере торговли, не может исключать применение к таким актам общего правила обжалования решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, установленного ст. 78 закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Согласно этому положению решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Заседание в ВС состоялось сегодня, 21 июля. Первой выступила представитель Генпрокуратуры Юлия Борисова. Она сразу заявила о том, что спор, вопреки выводам кассации округа, подведомственен арбитражному суду, а сослалась она при этом на закон № 131. Отметила также Борисова и то, что ссылка АС Центрального округа на закон № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вообще ошибочна. "Так как в силу ст. 12 Конституции органы местного управления в систему органов государственной власти не входят",  пояснила она и попросила постановление кассации отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Того же просил и представитель ИП Аветисяна Акоп Абгарян. "Мы изначально в суде говорили, что данный НПА затрагивает наши права,  начал он. И вот как только АС Центрального округа прекратил производство по нашему делу, город просто начал сносить торговые павильоны".

А по вашему мнению, обращение в суд именно по правилам главы 23 АПК [Рассмотрение дел об оспаривании НПА Право.Ru] позволит кругу предпринимателей восстановить нарушенные права? поинтересовалась председательствующий судья Татьяна Завьялова.

Все суды в нашем деле постоянно задаются этим вопросом,  отвечал Абгарян. Но дело в том, что когда мы обращались в суд именно с требованием включить наши объекты в схему нам отказывали. И нам говорили, что суд не может вмешиваться в деятельность органов местного управления и менять принятый НПА.

Правильно понимаю, что действующее постановление является препятствием в восстановлении ваших прав? уточнила Завьялова.

Да.

После этого слово взял представитель смоленской администрации Антон Кривцов. По его словам, суд округа сделал совершенно правильный вывод о том, что спор арбитражному суду не подведомственен, и нужно обращаться в суд общей юрисдикции.

Скажите, пожалуйста, а как вы отбираете объекты, которые необходимо включить в схему? уточнила у Кривцова судья Елена Борисова.

Проводим мониторинг потребностей.

А как вы полагаете, нарушаются права владельцев и арендаторов, уже функционирующие объекты которых не включили на следующий период в эту схему? поинтересовалась судья.

Ну Нет, потому что само их имущество не выбывает.

Но такой объект подлежит же освобождению, если он не включен в схему? Осуществлять же торговую деятельность предприниматель теперь не может.

Может,  нерешительно ответил представитель Администрации и добавил.  Но это просто будет незаконно.

После этого в зале раздался бурный смех, и слово для короткой реплики взял представитель ИП Аветисяна Абгарян. "Хочу добавить, как только суд округа прекратил производство, мы сразу обратились в суд общей юрисдикции,  говорил он. Однако там нам отказали, сказав, что спорное постановление НПА и рассматривать это дело должен арбитражный суд". Отметил юрист и то, что пострадали от оспариваемого документа очень многие местные предприниматели. "Департамент имущественных отношений со всеми, чьи объекты не вошли в схему, прекратил договоры, а в качестве причины была указана как раз утвержденная на 2013 год схема. Как только эту схему утвердили, то уведомления от Департамента сотнями все начали получать!".

После этого тройка ВС удалилась в совещательную комнату, и спустя полчаса решила жалобу ИП и представление Генпрокуратуры удовлетворить. Постановление АС Центрального округа о прекращении производства по делу судьи отменили, а дела направили туда же на новое рассмотрение.

2:0

Впрочем, на этом победы Аветисяна над Администрацией Смоленска в этот день в Верховном суде не закончились.

Так, в марте 2014 года он обратился с еще одним иском к Администрации в АС Смоленской области (№ А62-2265/2014). На этот раз он просил признать недействующим и не соответствующим закону о торговле постановление Администрации об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов № 127-адм от 20 января 2014 года то самое, согласно которому утратило силу одноименное постановление № 2317-адм. Однако и этим более поздним документом торговый павильон ИП в схему размещения не попал.

И в этот раз коллегия АС Смоленской области (Риксан Алмаев, Владлена Печорина и Еремеева) требования предпринимателя удовлетворила сразу. Руководствовались они при этим теми же доводами, что и на втором круге разбирательств по поводу постановления № 2317-адм: спорная схема не обеспечивает устойчивое развитие территорий, а малый и средний бизнес не получил причитающуюся ему долю торговых объектов, говорится в решении.

Правда, такое решение не устояло в АС Центрального округа. 2 декабря 2014 года судьи кассации (Стрегелева, Ключникова и Светлана Смолко) его отменили, а производство по делу прекратили. Мотивы все те же: по их мнению, с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ № 58, подобный спор рассмотрению в арбитражном суде не подлежит, поскольку прямого указания об этом в законе о торговле нет. При этом коллегия отдельно отметила, что заявитель не лишен возможности обратиться с подобным требованием в суд общей юрисдикции.

Однако и это дело дошло до ВС. Генпрокуратура снова обратилась туда с представлением, но в этот раз все обошлось без специального определения Свириденко. 4 июня 2015 года судья ВС Борисова передала дело на рассмотрение экономколлегии.

Заседание по нему началось сегодня сразу же после дела об оспаривании постановления № 2317-адм. Все те же представители сторон кратко изложили свои позиции, и экономколлегия в том же составе удалилась в совещательную комнату. Спустя пять минут было решено постановление кассации отменить, а дело направить в АС Центрального округа на новое рассмотрение.




Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Кубанская набережная 7, тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
420111, г. Казань, ул. Мазита Гафури 50, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru