Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Тонкая грань между законным и незаконным

«Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать»

Как много готовы сделать некоторые люди ради того, чтобы не сделать того, что от них ждут и более того требует закон.

С необычной ситуацией столкнулось общество с ограниченной ответственностью «Ирмаг».

Необычным оказалось как то, что общество (коммерческая организация)безвозмездно хочет передать имущество ему принадлежащее, так и то что орган местного самоуправления категорически отказывается принимать имущество являющееся объектами входящими в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, представляющих собой единый комплекс муниципального водоснабжения в жилых посёлках, обеспечивающий решение задач по водоснабжению данных сёл, не входящих в компетенцию сельскохозяйственного предприятия.

Эти объекты попали к обществу ещё в 2006 году, когда обанкротилось СХПК (колхоза) им. Калинина. Бросить объекты водоснабжения в селах, где жили люди ООО «Ирмаг» не мог и взял на себя заботу о данных объектах.

Не оставлять же людей без воды?!

То есть, по сути орган местного самоуправления отказывался от имущества служащего для оказания услуг населению! Содержание таких объектов является обязанностью органов местного самоуправления, а не задачей сельскохозяйственного предприятия.

Общество обращалось к Главе администрации муниципального образования Русского сельсовета с просьбой принять указанные объекты в муниципальную собственность, однако письменного ответа не последовало, только устные отказы.

До поры до времени общество справлялось с задачей, но в нынешних условиях финансового кризиса, поддержание работоспособности водопровода силами небольшого сельскохозяйственного предприятия стало непосильной ношей, способной поставить под угрозу не только работоспособность водопровода, но и вообще существование ООО «Ирмаг».

Но, как говорится, любому «герою» может понадобиться помощь, тем более, что от результата зависит не только судьба ООО «Ирмаг», но и всех людей проживающих в селах Русском и Уваровском.

Юристами группы компаний «СРВ» была сформирована позиция, направлены соответствующие требования о принятии имущества органами местного самоуправления и подготовлено заявление в суд к заинтересованному лицу – администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, (далее – администрация МО Русского сельсовета), о признании бездействия администрации по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов недвижимости, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, об обязании администрации в течение 30 дней с момента вступления решения по заявлению в законную силу, принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского.

Позиция была мотивирована следующим:

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальнуюсобственность» (далее – постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения №3 к постановлению, к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении №3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, часть 1 статьи 33. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.05 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (далее – Закон Ставропольского края), к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края установлено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 9 закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4-6, 7¹, 8, 13, 13¹, 15, 18, 22, 23, 26, 31, 33¹, 33², 38, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 закона №131-ФЗ, полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, закреплены за сельскими поселениями.

Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 «Генеральные планы» постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 29.10.02 №150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» к объектам инженерной инфраструктуры относятся водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

Постановлением администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района №94 от 10.07.14 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края» (далее – Постановление) утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета.

Как указано в пункте 2.1 Постановления к Русскому сельсовету относится село Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев, х. Эристов), село Русское 1 и село Русское 2. Все они образуют населенный пункт.

В пункте 2.3 Постановления дана общая характеристика систем водоснабжения и водоотведения, в котором указано, что в настоящее время на территории муниципального образования Русского сельсовета имеется, в том числе в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) центральная система водоснабжения, владельцем которого является общество.

В пункте 3.1 Постановления также указано, что водоснабжение сел Русское 2, Уваровское организовано от артезианских скважин, размещенных по территории села Русское 2. Централизованным водоснабжением в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) занимается общество.

Указанным подтверждается, что заявленные объекты, являющиеся системой водоснабжения, находящиеся на балансе общества, являются объектами общего пользования, за счет которого осуществляется централизованное водоснабжение села Русского и села Уваровского.

Ситуация усложнялась тем, что ООО «Ирмаг» не может оформить права в установленном порядке на указанные объекты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности СХПК (колхоз) им. Калинина и ликвидацией СХПК (колхоз) им. Калинина.

Были представлены документы подтверждающие позицию общества.

Представитель администрации муниципального образования Русского сельсовета против заявленных требований возражал, при этом подтвердил, что заявленные объекты действительно входят в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а также, что если ООО «Ирмаг» бросит данные объекты, водоснабжение данных сел прекратится и жители останутся без воды.

Кроме того, администрацией муниципального образования Русского сельсовета был приведён ряд доводов, в том числе о том, что в структуре планирования расходов бюджета сельского поселения не предусмотрены расходы на содержание системы водоснабжения, нет специальной техники и оборудования для обслуживания и ремонта линий водопровода, об износе спорных объектов, о необходимости оформления прав на них – были парированы специалистами Юридического агентства «СРВ» и отклонены судом.

Благодаря помощи специалистов Юридического агентства «СРВ», учитывая всё выше изложенное суд удовлетворил заявленные требования ООО «Ирмаг». Признав бездействие администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, а также обязал принять в муниципальную собственность спорные объекты.

Надеемся незаконные действия (бездействия) органов исполнительной власти будут встречаться как можно реже, но если это произойдёт, мы всегда готовы прийти к Вам на помощь.

Заместитель генерального директора
ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Е.В. Гуцев



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 
Именем Российской Федерации 
РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь
17 октября 2017 года
Дело № А63-6091/2017



Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 года
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2017 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Сиротина И.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Теслицкой Е.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ирмаг», с. Русское, ОГРН 1042600370185,заинтересованное лицо: администрация муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, ОГРН 1022600824322, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462, министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, администрация Курского муниципального района Ставропольского края, ст. Курская, ОГРН 1042600393516, государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630. О признании бездействия администрации по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность объекты, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, при участии в судебном заседании представителей от заявителя - Никитенко А.Н. по доверенности от 06.04.17, Рзаева Э.К. по доверенности от 06.04.17, от заинтересованного лица - Вардзелова П.А. по доверенности от 09.10.17, от третьего лица - администрации Курского муниципального района Ставропольского края - Кобина В.Н. по доверенности от 07.02.17,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ирмаг», с. Русское (далее - общество) обратилось с заявлением к заинтересованному лицу - администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, (далее - администрация МО Русского сельсовета), третьи лица: теруправление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, администрация Курского муниципального района Ставропольского края, ст. Курская, государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», г. Ставрополь, о признании бездействия администрации по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов недвижимости, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, об обязании администрации в течение 30 дней с момента вступления решения по заявлению в законную силу, принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а именно:

- хозяйственно-питьевой подземный водопровод, протяженностью 17800 м с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, с Русское, у. Уваровское, кадастровый номер 26:36:000000:2687;

- артезианская скважина, глубиной 200 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, с. Русское, ул. Раздольная, кадастровый номер 26:36:090701:672;

- артезианская скважина, глубиной 250 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, 210 м по направлению на север от ориентира село Русское, кадастровый номер 26:36:090409:47;

- артезианская скважина, глубиной 200 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, с. Уваровское, ул. Степная, кадастровый номер 26:36:090602:36;

-артезианская скважина, глубиной 195 м. с местоположением: Ставропольский край, Курский район, с. Уваровское, ул. Колхозная, кадастровый номер 26636:090602:35.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что он является собственником заявленных объектов, являющихся системой водоснабжения села Русского и села Уваровского. Заявленные объекты представляют собой единый комплекс муниципального водоснабжения в жилых поселках, обеспечивающий решение задач, не входящих в компетенцию предприятия. Вместе с тем, оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности сельскохозяйственного предприятия, не предусматриваются его уставной деятельностью и являются обременительными.

Также заявитель указывает, что предприятие не располагает денежными средствами и необходимым персоналом для оформления разрешительной документации на осуществление деятельности по водоснабжению, поддерживанию объектов в надлежащем техническом состоянии и для обеспечения оказания услуг населению, что может повлечь вред здоровью людей в связи с некачественным водоснабжением.

Общество обращалось к главе администрации муниципального образования Русского сельсовета с предложением принять указанные объекты в муниципальную собственность, что подтверждается письмом №44 от 24.08.15, а также повторным претензионным письмом от 19.04.17, однако ответа до настоящего времени в адрес общества не поступало.

Определением от 28.08.17 судебное разбирательство по делу отложено на 10.10.17.

В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просил: признать бездействие администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным; обязать администрацию муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, в течение 30 дней с момента вступления решения по заявлению в законную силу, принять в муниципальную собственность объекты, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а именно:

- хозяйственно-питьевой подземный водопровод, протяженностью 17800 м. с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, с Русское, у. Уваровское, кадастровый номер 26:36:000000:2687;

- артезианская скважина, глубиной 200 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, с. Русское, ул. Раздольная, кадастровый номер 26:36:090701:672;

- артезианская скважина, глубиной 250 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, 210 м. по направлению на север от ориентира село Русское, кадастровый номер 26:36:090409:47;

- артезианская скважина, глубиной 200 м., с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, с. Русское, ул. Новая, кадастровый номер 26:36:090701:671;

-артезианская скважина глубиной 115 м. с местоположением: Ставропольский край, Курский район, МО Русского сельсовета, с. Уваровское, ул. Степная, кадастровый номер 26:36:090602:36;

-артезианская скважина, глубиной 195 м. с местоположением: Ставропольский край, Курский район, с. Уваровское, ул. Колхозная, кадастровый номер 26:36:090602:35 (далее - спорные объекты).

Представитель заинтересованного лица не возражал против уточнения заявленных требований, против заявленных требований возражал, также подтвердил, что заявленные объекты действительно входят в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а также, что если заявитель бросит данные объекты, водоснабжение данных сел прекратится и жители останутся без воды.

Представитель третьего лица (администрации Курского муниципального района Ставропольского края) не возражал против уточнения заявленных требований, против заявленных требований возражал. В представленном отзыве подтвердил, что полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения закреплены за сельскими поселениями.

Терруправление в СК, минимущество СК, а также ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в своих отзывах просили рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, против заявленных требований не возражали.

Суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 15.12.06 между сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхоз) имени Калинина, в лице конкурсного управляющего Журавлева Николая Ивановича, действующего на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.05 по делу №А63-287/2004-С5 (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Ирмаг», в лице Магомадова Руслана Салмановича (покупатель) по итогам торгов в форме конкурса по продаже социально значимого объекта - системы водоснабжения (протокол №1 от 12.12.06) был заключен договор о том, что продавец продает и обязуется передать покупателю, а покупатель покупает и обязуется принять право собственности и оплатить, в соответствии с условиями договора, систему водоснабжения села Русского, расположенную по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Русское. Имущество передается в составе:

- водопровод 1987 г.,

- артезианская скважина 1960 г.,

- артезианская скважина 1992 г.,

- артезианская скважина,

- артезианская скважина,

- артезианская скважина (пункты 1.1-1.2 договора).

Согласно пункту 2.1 договора стоимость имущества определена сторонами по итогам конкурса от 12.12.06 и составила 485 000 руб.

Свои обязательства по договору общество выполнило полностью, перечислив продавцу денежные средства, что подтверждается счет-фактурой №2 от 15.12.06, квитанцией к приходному кассовому ордеру №13 от 15.12.06 и квитанцией к приходному кассовому ордеру б/н.

Согласно акту приема-передачи от 15.12.06 продавец передал в собственность покупателю, а покупатель принял и оплатил вышеуказанную систему водоснабжения села Русского (спорные объекты).

С указанного времени данные объекты находятся у заявителя.

В связи с отсутствием у СХПК (колхоза) им. Калинина правоустанавливающих документов на спорные объекты, договор купли-продажи от 15.12.06 не был зарегистрирован в Управлении Росреестра по СК. В связи с данным обстоятельством, у заявителя отсутствует зарегистрированное право собственности на данные объекты. Не смотря на это, спорные объекты находятся во владении истца, а также числятся на балансе предприятия, что подтверждается инвентарными карточками учета объекта основных средств №13, 14, 15, 16 от 15.12.06.

24.08.15 заявитель обратился к главе администрации МО Русского сельсовета с предложением безвозмездно принять спорные объекты в собственность поселения, указывая на то, что заявленные объекты эксплуатируются для нужд населения и муниципальных учреждений, общество не в состоянии продолжать эксплуатацию данных объектов, поскольку не располагает денежными средствами для их содержания, а также указал на то, что при эксплуатации существует риск причинения вреда здоровью граждан, так как не может обеспечить качество воды. Также заявитель указал, что вне зависимости от результатов рассмотрения просит считать данное письмо сообщением об отказе ООО «Ирмаг» от права собственности на указанные объекты, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского.

19.04.17 заявитель направил в адрес заинтересованного лица повторное претензионное письмо с повторной просьбой рассмотреть обращение и принять в муниципальную собственность данные объекты.

В связи с неполучением ответа и с непринятием в собственность муниципального образования Русского сельсовета данных объектов, общество обратилось в суд с данными требованиями.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).

Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов дол¬жен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий и принятого акта, а на заявителе - нарушения этими действиями и решением его прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения №3 к постановлению, к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении №3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, часть 1 статьи 33. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.05 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (далее - Закон Ставропольского края), к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края установлено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 9 закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4-6, 71, 8, 13, 131, 15, 18, 22, 23, 26, 31, 331, 332, 38, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 закона №131-ФЗ, полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, закреплены за сельскими поселениями.

Учитывая, что спорные объекты относятся к инженерной инфраструктуре, при помощи которой осуществляется снабжение коммунальными ресурсами поселения, надлежащим ответчиком по делу является администрация поселения, а не администрация района. Спорные объекты представляют собой единый комплекс муниципального водоснабжения в жилом поселке, обеспечивающий решение задач, не входящих в компетенцию предприятия. Вместе с тем, оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности сельскохозяйственного предприятия - общества, и не предусматриваются его уставной деятельностью.

Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 «Генеральные планы» постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно¬коммунальному комплексу от 29.10.02 №150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» к объектам инженерной инфраструктуры относятся водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

Постановлением администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района №94 от 10.07.14 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края» (далее - Постановление) утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета.

Как указано в пункте 2.1 Постановления к Русскому сельсовету относится село Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев, х. Эристов), село Русское 1 и село Русское 2. Все они образуют населенный пункт.

В пункте 2.3 Постановления дана общая характеристика систем водоснабжения и водоотведения, в котором указано, что в настоящее время на территории муниципального образования Русского сельсовета имеется, в том числе в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) центральная система водоснабжения, владельцем которого является общество.

В пункте 3.1 Постановления также указано, что водоснабжение сел Русское 2 Уваровское организовано от артезианских скважин, размещенных по территории села Русское 2. Централизованным водоснабжением в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) занимается общество.

Указанным подтверждается, что заявленные объекты, являющиеся системой водоснабжения, находящиеся на балансе общества, являются объектами общего пользования, за счет которого осуществляется централизованное водоснабжение села Русского и села Уваровского.

В настоящий момент заявленные объекты имеются в наличии и имеют следующие наименования и характеристики, что подтверждается кадастровыми паспортами заявленных объектов:

- хозяйственно-питьевой, подземный водопровод СПК (колхоз) им.Калинина протяженностью 17800м, местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, село Русское, село Уваровское, кадастровый номер 26:36:000000:2687;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №20338, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 200 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Русское, ул. Раздольная, кадастровый номер 26:36:090701:672;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №238-Д, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 250 м., местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, 210 м по направлению на север от ориентира село Русское, кадастровый номер 26:36:090409:47;

- иное сооружение, глубиной 200 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Русское, ул. Новая, кадастровый номер 26:36:090701:671;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №2957, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 115 м., местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, село Уваровское, ул. Степная, кадастровый номер 26:36:090602:36;

- иное сооружение, глубиной 195 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Уваровское, ул. Колхозная, кадастровый номер 26:36:090602:35.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что заявленные объекты входят в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, что указанными объектами в настоящий момент осуществляется водоснабжение села Русского и села Уваровского, что в соответствии с действующим законодательством полномочия по организации водоснабжения в границах поселения относится к муниципальному образованию Русского сельсовета Курского района, что оказание коммунальных услуг жителям села Русского и села Уваровского, а также содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности сельскохозяйственного предприятия - общества, и не предусматриваются его уставной деятельностью. Также материалами дела подтверждается, что заявитель дважды (письмо №44 от 24.08.15, повторное претензионное письмо от 19.04.17) обращался к главе администрации муниципального образования Русского сельсовета с предложением принять указанные объекты в муниципальную собственность, на которые ответа не поступило, в муниципальную собственность указанные объекты не были приняты.

На основании данных норм права и обстоятельств дела, а также с учетом того, что согласно пункту 4 статьи 14, статьи 37, пункта 4 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения является задачей местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика и необходимости принятия в муниципальную собственность спорных объектов инженерной инфраструктуры.

На основании вышеизложенного, учитывая, что полномочия по организации водоснабжения в границах поселения относится к муниципальному образованию Русского сельсовета Курского района, суд удовлетворят требования заявителя, признает бездействие администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, а также обязывает администрацию муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность объекты, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского.

Кроме того, суд исходит из недопущения нарушения прав граждан, проживающих в селе Русском и селе Уваровском на водоснабжение, так как если заявитель откажется и бросит заявленные объекты, то жители села Русского и села Уваровского останутся без воды при том, что именно на муниципальное образование села Русского Курского района возложена обязанность по организации водоснабжения села Русского и села Уваровского. Довод ответчика о том, что в структуре планирования расходов бюджета сельского поселения не предусмотрены расходы на содержание системы водоснабжения, нет специальной техники и оборудования для обслуживания и ремонта линий водопровода, об износе спорных объектов, о необходимости оформления прав на них, суд отклоняет исходя из того, что спорные объекты находятся на территории муниципального образования и используются для водоснабжения населения села Русского и села Уваровского. Следовательно, указанные объекты предназначены для организации водоснабжения населения, то есть для решения вопросов местного значения муниципального образования, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - должны находиться в собственности данного муниципального образования.

Также судом установлено, что заявитель не может оформить права в установленном порядке на указанные объекты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности СХПК (колхоза) им. Калинина и ликвидацией СХПК (колхоза) им. Калинина.

Что касается отсутствия у муниципального образования денежных средств, то администрация муниципального образования Русского сельсовета не лишена возможности обратиться за помощью в финансировании к другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Более того, как пояснил в судебном заседании представитель администрации муниципального образования Русского сельсовета, объекты водоснабжения, входящие в систему водоснабжения других сел, входящих в муниципальное образование села Русского, переданы администрацией в аренду ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Таким образом, муниципальное образование Русского сельсовета имеет возможность принять в собственность спорные объекты и организовать водоснабжение жителей села Русского и села Уваровского.

Данные выводы соответствуют действующей судебной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А32-12911/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А27-18218/2013).

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Ирмаг», с. Русское, ОГРН 1042600370185, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность объекты, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а именно:

- хозяйственно-питьевой, подземный водопровод СПК (колхоз) им.Калинина протяженностью 17800м, местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, село Русское, село Уваровское, кадастровый номер 26:36:000000:2687;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №20338, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 200 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Русское, ул. Раздольная, кадастровый номер 26:36:090701:672;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №238-Д, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 250 м., местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, 210 м по направлению на север от ориентира село Русское, кадастровый номер 26:36:090409:47;

- иное сооружение, глубиной 200 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Русское, ул. Новая, кадастровый номер 26:36:090701:671;

- Артезианская, разведочно-эксплуатационная скважина №2957, хозяйственно-питьевого водоснабжения СПК (колхоз) им.Калинина глубиной 115 м., местоположение: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Русского сельсовета, село Уваровское, ул. Степная, кадастровый номер 26:36:090602:36;

- иное сооружение, глубиной 195 м., местоположение: Ставропольский край, р-н Курский, с. Уваровское, ул. Колхозная, кадастровый номер 26:36:090602:35.

Взыскать с администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ирмаг», с. Русское, ОГРН 1042600370185, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В. Сиротин





Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО « Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская 11,тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «СавИнвест»
420111, г. Казань, ул. Право-Булачная 13, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ


Депутаты ввели новые штрафы для организаторов митингов
Депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили законопроект о штрафах до 100 000 руб


Дума одобрила реформу военных судов
Депутаты Госдумы в основном чтении одобрили три законопроекта, которые реорганиз


Судьи не будут платить налог с выплаты на покупку квартиры
Депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили законопроект, согласно которому едино


Нуждающимся судьям предоставят жилье
Депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили законопроект о предоставлении жилья с


Дума приняла закон о наделении полномочиями судей Верховного суда
Сегодня Госдума одобрила в третьем чтении законопроект, разграничивающий порядок
















Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru