Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Благодаря грамотной защите юристов Агентства «СРВ», справедливость восторжествовала на стороне крестьянского (фермерского) хозяйства, а не администрации района

Среди членов крестьянско-фермерских хозяйств на сегодняшний день является актуальным вопрос возобновления договора аренды земли на новый срок в порядке, предусмотренном специальной нормой закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Как правило, большинство договоров аренды земли, находящейся в государственной собственности, с КФХ заключались ранее сроком от 3 до 10 лет и этот срок истекал незаметно быстро.

Хороший фермер заботится о юридическом статусе своей земли, как основного средства производства, и заблаговременно поднимает перед уполномоченным государством органом вопрос продления арендных отношений.

И, как выясняется, на сегодняшний день, фермер сталкивается с проблемой автоматического возобновления договора аренды земельного участка на новый срок в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Казалось бы, специальные нормы закона, регулирующие порядок предоставления земель крестьянско-фермерским хозяйствам, четко и ясно говорят о том, что КФХ является специальным субъектом и имеет преимущественное право на получение земельного участка. Кратко приведем изложение специальных норм, что бы была понятна правовая ситуация дела.

Так, согласно статье 10 Закона N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 названного закона, согласно которому, земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности КФХ, предусмотрен положениями специального закона, а именно статьей 12 Закона N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления или, по его поручению, соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного вышеприведенным специальным федеральным законом.

Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона N 74-ФЗ Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса и Закона N 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.

Поэтому, исходя из изложенного, земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Закона N 74-ФЗ.

На практике все оказалось не так просто.

В Юридическое агентство «СРВ» обратилось КФХ Юсупов А.А. с просьбой о защите интересов КФХ, связанных с отказом администрации в предоставлении земельного участка на новый срок в порядке статьи 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

КФХ посчитало нарушенными свои права, так как владело земельным участком, предоставленным для ведения крестьянско-фермерского хозяйства начиная с 1995 г. Для внесения ясности в ситуацию, кратко обратимся к истории взаимоотношений КФХ и администрации.

Постановлением главы администрации еще в 1995г. крестьянскому хозяйству «ЮАМИТ» (правопредшественник КФХ) был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 150 га пашни из земель запаса района и был заключен договор аренды. В 1999г. договор аренды был продлен до 2002 г.

По истечении срока действия договора аренды с 21.09.2002 г., при отсутствии возражений со стороны арендодателя, крестьянское хозяйство продолжило использование земельного участка.

В 2007 г. между КФХ и администрацией был заключен договор аренды на один год, сроком до начала 2008 г. При этом, уважаемый читатель, по предложению администрации крестьянским хозяйством были проведены межевые работы в отношении земельного участка.

25 февраля 2010 года крестьянское хозяйство обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, который ранее им обрабатывался и находился у него в аренде. С заявлением о предоставлении того же участка обратилось казачье общество.

И администрация заключила договор аренды с …. казачьим обществом.

КФХ, посчитав свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2012 г. по делу № А63-12590/2012 договор аренды между казачьим обществом и администрацией от 01.09.2011 г. № 211 был признан недействительной (ничтожной) сделкой. Суд также применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав казачье общество возвратить муниципальному образованию земельный участок.

Так как, договор аренды между администрацией и казачьим обществом признан судом недействительной сделкой, КФХ повторно обратилось в администрацию с заявлением со ссылкой на статью 12 Закона о фермерском хозяйстве о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка.

В заявлении КФХ были указаны сведения, установленный статьей 12 специального закона, а именно, указана численность членов фермерского хозяйства, виды его деятельности, наличие у хозяйства сельскохозяйственной техники.

Однако, уважаемый читатель, администрация отказала КФХ в предоставлении земельного участка в аренду, мотивируя это ссылкой на предоставление испрашиваемого участка казачьему обществу (при том, что договор был уже признан судом недействительным (ничтожным)).

При этом, пока спор о признании недействительной (ничтожной) сделки между администрацией и КФХ шел в суде кассационной инстанции, казачье общество осуществило перевод своих прав и обязанностей по арендному (ничтожному) договору главе хозяйства Сергееву А.Ю., который уступил права арендатора гражданину Шарлай Н.П. по ничтожному договору аренды (уже в ходе подачи иска нашими юристами).

Полагая, что отказ администрации незаконен, глава хозяйства обратился за оказанием юридической помощи в Юридическое агентство «СРВ».

Юристами нашего Агентства было подготовлено заявление в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса, регламентирующей подачу заявлений о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Наши юристы обратились с заявлением о признании незаконными действий администрации по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, а также просили суд обязать администрацию предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 10 лет.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали нашим юристам в удовлетворении требований. Указанные суды исходили из того, что земельный участок находится во владении главы хозяйства на основании договора аренды, возобновленного на неопределенный срок в соответствии со статьями 610, 621 Гражданского кодекса. Сделка по распоряжению земельным участком в пользу казачьего общества признана ничтожной судом с применением последствий ее ничтожности, поэтому заявление главы хозяйства от 06.05.2013 г. фактически содержало волеизъявление на заключение договора аренды на новый срок. Суды посчитали, что заявление подано о предоставлении земельного участка, являвшегося предметом не прекращенных договорных правоотношений, вопрос о продлении этих отношений (заключении договора на новый срок) может быть разрешен только в рамках искового производства. По правилам главы 24 Кодекса такой спор разрешен быть не может. Следовательно, главой хозяйства избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.

Наши юристы не согласились с позицией судов первой и апелляционной инстанций и обратились с кассационной жалобой. Свою позицию мы обосновали следующими обстоятельствами:

Делая вывод о том, что между КФХ и администрацией договор аренды фактически не прерывался, суды первой и апелляционной инстанции, не приняли во внимание то обстоятельство, что по результатам рассмотрения дела № А63-12590/2012, отсутствовали доказательства возврата казачьим обществом земельного участка в адрес администрации.

Это обстоятельство подтверждается тем, что, в период рассмотрения настоящего спора казачье общество осуществило перевод своих прав и обязанностей по арендному (ничтожному) договору главе хозяйства Сергееву А.Ю., который уступил права арендатора гражданину Шарлай Н.П.

Нашими юристами было указано, что администрацией не представлено доказательств, подтверждающих использование главой хозяйства земельного участка, после заключения администрацией с казачьим обществом договора аренды. Счета на перечисление арендной платы в адрес КФХ не выставлялись, платежные документы о внесении арендных платежей, акты обследования земельного участка, переписка сторон администрацией не представлены, из чего можно было бы сделать вывод о фактических взаимоотношениях сторон.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о продлении на неопределенный срок между администрацией и крестьянским хозяйством договора аренды 2007 г.

При этом, нами указывалось, что обстоятельства установленные в рамках дела № А63-12590/2012 являются преюдициальными по отношению к нашему спору.

Соответственно, в отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии арендных отношений, возобновленных на неопределенный срок, между администрацией и КФХ, обращение фермерского хозяйства с иском в суд о признании незаконными действий администрации, выраженных в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, в порядке статьи 12 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», является законным и обоснованным.

Суд кассационной инстанции посчитал позицию юристов нашего Агентства подлежащей удовлетворению и отменил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, направил дело на новое рассмотрение.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 г. № 2013/12. Суд поддержал позицию юристов Юридического агентства «СРВ» о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что спорный участок до сих пор находится во владении главы хозяйства на основании договора аренды 2007 г., возобновленного сторонами на неопределенный срок.

Таким образом, на сегодняшний день, мы доказали правомерность своих доводов и то обстоятельство, что правомерно обратились в суд с заявлением, в котором обжалуются действия администрации, связанные с отказом в предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона о КФХ.

О последующих этапах рассмотрения настоящего спора, уважаемый читатель, мы обязательно проинформируем вас в следующих номерах нашего журнала.

Защита интересов фермерских хозяйств должна быть, прежде всего, выражена в четких формулировках закона и соблюдении их административными органами, что будет являться гарантией развития фермерских хозяйств в нашей стране.

Ниже приводится текст постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А63-9472/2013 от 27.03.2015 г.

Заместитель генерального директора
ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Т.Б. Челнокова



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар
27 марта 2015 года
Дело № А63-9472/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2015 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юсупова Ахмедгаджи Абдуллаевича (ИНН 262000901002, ОГРНИП 306264124100026) - Роженко М.А. (доверенность от 03.12.2013), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 1042600393274) и третьих лиц: Сергеева Андрея Юрьевича, Шарлай Николая Петровича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юсупова Ахмедгаджи Абдуллаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2014 г. (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 г. (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу № А63-9472/2014, установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юсупов А.А. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), со следующими требованиями:

- признать незаконными действия администрации по отказу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3 площадью 1 291 238 кв. м;

- обязать администрацию предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 10 лет.

Определениями от 28.11.2013 г. и от 19.05.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сергеев А.Ю. и Шарлай Н.П. 

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2014 г.,оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 г.,в удовлетворении требований отказано.

Судебные инстанции установили, что первоначально земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 126 га (пашня) на территории Богдановской сельской администрации был предоставлен в аренду правопредшественнику заявителя - крестьянскому хозяйству «ЮАМИТ» (постановления от 31.08.1995 № 279 и от 26.07.1999 № 356, договоры аренды от 31.08.1995 и от 20.09.1999). По истечении срока действия договора аренды (20.09.2002) при отсутствии возражений со стороны арендодателя хозяйство продолжило использование земельного участка в сельскохозяйственных целях. В 2005 году для сельскохозяйственного производства сформирован земельный участок площадью 1 291 238 кв. м (кадастровый номер 26:28:020413:3). По договору от 14.02.2007 г. № 155 указанный участок был предоставлен в аренду главе хозяйства на срок по 13.01.2008 г. В заявлениях от 25.02.2010 г. и от 17.10.2011 г. глава хозяйства просил администрацию предоставить ему указанный участок в аренду. По заявлению Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) от 19.07.2011 г. ему предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:28:020413:3 (постановление администрации от 31.08.2011 г. № 507). С казачьим обществом администрацией заключен договор аренды от 01.09.2011 г. № 211. По договору от 12.11.2012 г. казачье общество переуступило свои права по договору Сергееву А.Ю., который (в период разрешения данного спора) переуступил права арендатора Шарлай Н.П. (договор от 21.01.2014). Договор аренды и переход прав по нему к Сергееву А.Ю. и Шарлай Н.П. зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Судебными актами по делу № А63-12590/2012 договор аренды от 01.09.2011 г. № 211 признан недействительным, применены последствия недействительности в виде возврата казачьим обществом земельного участка муниципальному образованию. В заявлении от 06.05.2013 г. глава хозяйства просил предоставить ему спорный участок для расширения деятельности хозяйства. Ссылаясь на незаконность отказа администрации (письмо от 06.06.2013), глава хозяйства обратился в суд, который признал, что земельный участок находится во владении главы хозяйства на основании договора аренды, возобновленного на неопределенный срок (статьи 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)). Земельный участок администрацией у заявителя не истребовался и казачьему обществу не передавался. Указанная сделка по распоряжению земельным участком в пользу казачьего общества признана ничтожной судом с применением последствий ее ничтожности. Следовательно, заявление главы хозяйства от 06.05.2013 г. фактически содержало волеизъявление на заключение договора аренды на новый срок. Поскольку заявление подано о предоставлении земельного участка, являвшегося предметом непрекращенных договорных правоотношений, суды пришли к выводу о наличии у сторон гражданско- правовых отношений, вопрос о продлении которых (или заключении договора на новый срок) может быть разрешен только в рамках искового производства с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора. По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) такой спор разрешен быть не может. Кроме того, заявление главы хозяйства не содержало обоснование размеров предоставляемого земельного участка, как того требует статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Поэтому в удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанций отказали.

Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов обстоятельствам дела и доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судебных инстанций об избрании им ненадлежащего способа защиты нарушенных прав. В рамках дела № А63-12590/2012 (с участием тех же лиц) суд установил, что заявление главы хозяйства от 25.02.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка (аналогичное тому, что подавалось в администрацию 06.05.2013 г.) оформлено с учетом требований статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. Наличие у администрации и главы хозяйства арендных отношений суд при разрешении спора не установил. В то же время при разрешении дела № А63-3919/2012 суды установили, что земельный участок предоставлен администрацией казачьему обществу, то есть выбыл из владения главы хозяйства. Фактические действия сторон (обращение заявителя в суд, невыставление администрацией счетов на оплату) также опровергают вывод судов о сохранении арендных отношений и нахождении участка во владении главы хозяйства. Земельный участок выбыл из владения главы хозяйства вследствие заключения договора аренды с казачьим обществом. Вывод судов о сохранении арендных отношений ошибочен. Заявитель повторно обратился о предоставлении ему участка для расширения фермерского хозяйства, что свидетельствует о соблюдении им досудебного порядка заключения договора. Вывод судов о несоответствии поданного заявления требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве необоснован. В заявлении (в графе - обоснование) указана численность членов фермерского хозяйства, виды его деятельности, наличие у хозяйства сельскохозяйственной техники. Частью 6 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Такому лицу предоставлена возможность оспаривания в судебном порядке решения уполномоченного публичного органа об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание расширить крестьянское (фермерское) хозяйство. В отсутствие обстоятельств, препятствовавших предоставлению земельного участка в аренду (устранены путем признания недействительным договора аренды между администрацией и казачьим обществом в рамках дела № А63-12590/2012), администрация обязана была предоставить земельный участок в соответствии со статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве.

От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, уточнив, что просит окружной суд направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя главы хозяйства, окружной суд считает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.

Как видно из материалов дела, судебными актами по делам № А63-12590/2012 и № А63-3919/2012 (с участием главы хозяйства и администрации) установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора.

Постановлением главы администрации от 31.08.1995 № 279 крестьянскому хозяйству «ЮАМИТ» (правопредшественник заявителя) предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 150 га пашни из земель запаса района, расположенных на территории Богдановской сельской администрации, севооборот № 5, поле 8, массив 357 га, для ведения крестьянского хозяйства по специализации растениеводство и животноводство.

31 августа 1995 года на основании указанного постановления администрация и КФХ «ЮАМИТ» заключили договор аренды, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

На основании постановления главы администрации от 26.07.1999 № 356 (о внесении изменений в постановление от 31.08.1995 № 279 в части площади участка - 126 га пашни) администрация и КФХ «ЮАМИТ» заключили договор аренды от 20.09.1999 сроком действия до 20.09.2002.

По истечении срока действия договора аренды с 21.09.2002 при отсутствии возражений со стороны арендодателя крестьянское хозяйство продолжило использование земельного участка.

В ходе кадастрового учета участку из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 1 291 238 кв. м с местоположением относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: ТОО «Богдановское», х. Богдановка, участок находится примерно в 4 км от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Степновский район присвоен кадастровый номер 26:28:020413:3.

14 февраля 2007 года администраций и крестьянским хозяйством заключен договор № 155 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3. Срок аренды установлен с 14.02.2007 г. по 13.01.2008.

После истечения срока действия договора крестьянское хозяйство обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в арендное пользование.

По предложению администрации о проведении межевых работ в отношении земельного участка крестьянским хозяйством заключен договор от 01.12.2009 г. № 56/1 на выполнение (за свой счет) кадастровых работ, исполнение которого подтверждается платежным поручением от 15.02.2010 г. № 5, подготовленным межевым планом № 198, а также актом о выполнении работ от 10.02.2010 г. № 56/1.

25 февраля 2010 года крестьянское хозяйство обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3. С заявлением от 19.07.2011 г. о предоставлении того же участка обратилось казачье общество, с которым на основании постановления от 31.08.2011 г. № 507 администрация заключила договор аренды от 01.09.2011 г. № 211.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2012 г. по делу № А63-12590/2012 договор аренды от 01.09.2011 г. № 211 признан недействительной (ничтожной) сделкой. Суд применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав казачье общество возвратить муниципальному образованию земельный участок с кадастровым номером 26:28:020413:3.

Материалы дела не содержат доказательств исполнения казачьим обществом и администрацией решения от 08.11.2012 г. по делу № А63-12590/2012. Напротив, в период разрешения указанного дела казачье общество осуществило перевод своих прав и обязанностей по арендному (ничтожному) договору главе хозяйства Сергееву А.Ю., который уступил права арендатора гражданину Шарлай Н.П. (договор перенайма от 21.01.2014 г. по ничтожному договору аренды от 01.09.2011 г. № 211). Договор перенайма заключен в период разрешения настоящего спора.

Ссылаясь на статью 12 Закона о фермерском хозяйстве, глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 06.05.2013 г. о предоставлении в аренду (сроком на 10 лет) земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3 для расширения деятельности фермерского хозяйства. В заявлении указана численность членов фермерского хозяйства (один), виды его деятельности (растениеводство), наличие у хозяйства сельскохозяйственной техники.

В предоставлении земельного участка в аренду администрация отказала, сославшись в письме от 06.06.2013 г. на предоставление испрашиваемого участка казачьему обществу.

Полагая, что отказ администрации незаконен, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.

В соответствии с частью 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному

нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что земельный участок находится во владении главы хозяйства на основании договора аренды, возобновленного на неопределенный срок (статьи 610, 621 Гражданского кодекса). Сделка по распоряжению земельным участком в пользу казачьего общества признана ничтожной судом с применением последствий ее ничтожности.

Поэтому заявление главы хозяйства от 06.05.2013 г. фактически содержало волеизъявление на заключение договора аренды на новый срок. Поскольку заявление подано о предоставлении земельного участка, являвшегося предметом непрекращенных договорных правоотношений, вопрос о продлении этих отношений (заключении договора на новый срок) может быть разрешен только в рамках искового производства. По правилам главы 24 Кодекса такой спор разрешен быть не может. Следовательно, главой хозяйства избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.

Окружной суд не может признать данные выводы законными и обоснованными, сделанными судебными инстанциями по результатам исследования фактических обстоятельств спора и оценки имеющихся в деле доказательств.

Частью 3 статьи 15 Кодекса предусмотрено, что решения и постановления, принимаемые арбитражным судом должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

По правилам части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы.

Статья 71 Кодекса обязывает арбитражный суд оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Системное толкование приведенных процессуальных норм позволяет сделать вывод о том, что судебный акт может быть признан законным и обоснованным лишь в том случае, если суд оценил все представленные по делу относимые и допустимые доказательства, на основании такой оценки правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права.

Между тем, в деле отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие использование главой хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3 после заключения администрацией с казачьим обществом договора аренды от 01.09.2011 г. № 211 (счета на перечисление арендной платы, платежные документы о внесении арендных платежей, акты обследования земельного участка, переписка сторон и др.). Не имеется в материалах дела и доказательств, свидетельствующих о продлении (возобновлении на неопределенный срок) между администрацией и крестьянским хозяйством договора аренды от 14.02.2007 г. № 155. В ходе судебного разбирательства стороны также не подтверждали указанные обстоятельства. Напротив, вступившим в законную силу решением по делу № А63-12590/2012 (с участием главы хозяйства, администрации и казачьего общества) установлено, что спорный земельный участок предоставлен казачьему обществу во исполнение договора аренды от 01.09.2011 г. № 211. Указанный договор является недействительной (ничтожной) сделкой (статья 168 Гражданского кодекса). Суд при разрешении спора признал правомерным и заявленное главой хозяйства требование о применении последствий недействительности ничтожной (арендной) сделки, как лица, чье право (законный интерес) нарушены предоставлением спорного имущества казачьему обществу. При этом на казачье общество (арендатора по ничтожной сделке) возложена обязанность по возврату муниципальному образованию земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 г. № 2013/12).

Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что спорный участок находится во владении главы хозяйства на основании договора аренды от 14.02.2007 г. № 155, возобновленного сторонами на неопределенный срок, вывод судов об избрании главой хозяйства ненадлежащего способы защиты нарушенных прав, является необоснованным.

Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции также указали, что заявление главы хозяйства от 06.05.2013 г. не соответствовало требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (заявление не содержало обоснование размеров испрашиваемого земельного участка).

Статья 12 Закона о фермерском хозяйстве регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.

Возможность принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, определенному лицу действующее земельное законодательство связывает с соблюдением заявителем установленной процедуры.

В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (действовала до 01.03.2015 г.) заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо (в данном случае - специальный субъект) должно представить обоснование размера испрашиваемого участка, с учетом числа членов фермерского хозяйства и видов его деятельности.

В представленном в материалы дела заявлении о предоставлении в аренду земельного участка (графа - обоснование) указана численность членов фермерского хозяйства (один), виды его деятельности (растениеводство), наличие у хозяйства сельскохозяйственной техники для обработки пашни. Из содержания обжалуемых судебных актов не следует, что заявление главы хозяйства от 06.05.2013 г. по существу оценивалось на соответствие положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. Кроме того, суды при разрешении данного спора не учли ряд обстоятельств, установленных при рассмотрении дел № А63-12590/2012 и № А63-3919/2012 (с участием главы хозяйства и администрации). Судебными инстанциями по названным делам установлено, что земельный участок арендовался крестьянским хозяйством (его правопредшественником) с 1995 года для аналогичных целей. Обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем (нецелевом, некачественном) использовании крестьянским хозяйством спорного участка (в период с 1995 по 2011 год), администрация документально не подтвердила. По заявке (и за счет) главы хозяйства в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:28:020413:3 ранее выполнялись межевые работы. При этом поданное главой хозяйства заявление от 25.02.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка (аналогичное по содержанию направленному в администрацию 06.05.2013 г.) суд признал соответствующим требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. Изложенные (установленные судами ранее) обстоятельства свидетельствуют о том, что в данном случае не имеет место первичное предоставление специальному субъекту земельного участка для целей ведения (расширения деятельности) крестьянского хозяйства. С заявлением от 06.05.2013 г. обратилось лицо, на протяжении длительного периода времени (более 15 лет) арендовавшее спорный земельный участок для указанной цели. Администрация с 1995 года была информирована о деятельности крестьянского хозяйства (о его материальных и трудовых ресурсах), а также о намерениях последнего продолжить использование ранее арендованного земельного участка.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в дело доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 г. № 13031/12.

В силу пункта 3 части 1 стати 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд округа вправе отменить решение (постановление) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.

Поскольку содержащиеся в судебных актах выводы сделаны без всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела, решение от 27.08.2014 г. и апелляционное постановление от 10.12.2014 г. следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. 

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору, на основании имеющихся в деле доказательств, оценить доводы (возражения) сторон, правильно применить нормы материального и процессуального права, после чего принять законный и обоснованный судебный акт. При проверке обстоятельств обращения главы хозяйства с заявлением о предоставлении земельного участка следует также учесть правовые позиции, изложенные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 г. по делу № А32-12847/2013. В нем указано, что Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации. В отсутствие в названном Законе соответствующих положений, регулирующих такую ситуацию, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При подаче кассационной жалобы заявителем в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей (чек-ордер от 15.01.2015). Данное обстоятельство следует учесть при новом рассмотрении дела (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»)

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2014 г. и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 г. по делу № А63-9472/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Судьи
В.Е. Епифанов
В.А. Анциферов
Н.С. Мазурова





Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Кубанская набережная 7, тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
420111, г. Казань, ул. Мазита Гафури 50, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru