Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Людмила Редько — «Сгорая светить другим»

Сгорая светить другим

В прошлом году на конкурсе «Учитель года» почти две трети участников, сумевших пройти на краевой этап – выпускники и студенты Ставропольского педагогического. Одна из них, Юлия Шульгинова, была победительницей в номинации «Шаг в профессию». Как только она спустилась со сцены, призналась, что радость победы она в первую очередь разделит именно со своим ректором и наставником.

– Людмила Леонидовна, признание учеников для учителя, конечно же, самая важная награда, но у вас есть и другие. Какую из них вы цените выше всего?

– Получение наград никогда не попадало в разряд моих приоритетов, хотя каждую из них я воспринимаю с благодарностью. Если же говорить о личном отношении, то больше всего я горжусь званием заслуженного учителя РФ, которым награждены тысячи преданных образованию и школе российских педагогов! И это объяснимо, ведь только представителям этой профессии, которой посвящена и моя жизнь, каждая семья нашей страны доверяет самое ценное, что может быть у человека – своих детей! Именно учителю, как никому другому, доступны радость и счастье быть причастным к великой миссии взращивания отдельной личности, становясь при этом участником формирования целой нации. Хорошо известна фраза «Истинную цель правителя любого государства можно определить по тому, кому он отдает учить детей»!

– Найти главное дело своей жизни в самом начале своего пути –  большая удача для любого человека. Кто стоял у истоков вашего профессионального выбора и когда вы решили, что ваша судьба- учительство?

– Здесь решала не я, скорее, судьба сама меня выбрала. Так сложилось, что я родилась в читающей семье: мама – учитель русского языка и литературы, одна из бабушек – директор сельской школы, дедушка – единственный грамотный на всю станицу казачий атаман. И все они, едва ли не с первых дней после моего рождения, без устали читали мне вслух старинные русские сказки и даже русскую классику. Так что, великий и могучий русский язык сам сформировал во мне неутолимую потребность постоянно читать, учиться грамотной речи, а позже и стремление постигать смыслы духовной жизни героев мировой  литературы, их нравственных исканий. Эту потребность, особенно в старших классах школы, мне помогали развивать и реализовывать мои учителя. Несмотря на то, что до приезда в Ставрополь я училась в разных городах, поскольку отец-военный был вынужден перевозить семью на места своей службы, мне везде очень везло с преподавателями словесности, особенно в школе № 25 г. Ставрополя, которую я закончила. В этой среде было невозможно оставаться равнодушной к русскому слову, к прошлому своего Отечества, к тем идеалам, на которых воспитывалась молодежь моего поколения. По большому счету, оказалось, что выбор был давно сделан без моего прямого участия – просто осуществлялось огромное желание попытаться понять, что такое жизнь, узнать, что определяет основу счастья и несчастья людей, их стремления, поступки, научиться формулировать свои мысли так, чтобы тебя хотели слушать и слышать. Мне казалось, что именно этому научат на историко-филологическом факультете Ставропольского пединститута, куда я поступила, и сегодня могу сказать, что ни разу, ни на минуту не пожалела о том, что стала учителем, и до сегодняшнего дня остаюсь им.

 Проведя с Людмилой Леонидовной в институте всего один день, я увидела, что она – настоящий пример для своих коллег и учеников. В 1986 году она возглавила ничем не примечательное среднее учебное заведение – тогда еще педагогическое училище, в котором около 450 бывших девятиклассников осваивали лишь одну специальность дошкольного воспитателя. Сегодня, после целого ряда преобразований, это скромное заведение превращено в уникальный учебно-научно-образовательный педагогический комплекс, с тремя филиалами, где учатся и работают более семи с половиной тысяч человек. В настоящее время в Ставропольском крае, думаю, нет ни одного образовательного учреждения, в котором не трудились бы выпускники института! 
– Как вам удается успешно управлять таким инновационным кластером   в столь непростых социально-экономических условиях? Что для этого нужно?

– Насколько это удается – судить не мне. Боюсь, что и особых рецептов у меня нет! Как всегда, нужна перспективная идея и грамотные, заинтересованные люди, готовые напряженно работать, чтобы воплотить ее в жизнь. Виктор Гюго как-то заметил, что «…есть нечто более сильное, чем все армии мира, – идея, время которой пришло». Меня и моих коллег объединяет именно такая стратегическая цель – возрождение и развитие лучших традиций российского педагогического образования – фундаментальности, гуманистической, духовно-нравственной мировоззренческой направленности, разносторонности, глубины, взвешенного и тщательного отбора содержания, методов и способов обучения. Но не стоит полагать, что если я, как  и большинство моих коллег,  – продукт прежней педагогической системы, то мы предлагаем повернуть время вспять и реинкарнировать советскую школу в ее неизменном виде. Ни в коем случае! Пришли другие времена, другие условия создают новые реалии и диктуют иные способы жизни в них, непохожие на нас родители дают жизнь  иначе развивающимся детям. Мы не удивляемся, когда сплошь и рядом не поспеваем за скоростью мыслей и принятия решений даже своими внуками, не то, что взрослыми детьми. Однако при этом никто, по-моему, не сомневается в главном – пока человек в основе своей остается все тем же человеком, а не просто нано-, био-, инфо-, социо,- техно,- когнитивным созданием, он будет нуждаться в тех, кто, превыше всего ставя жизнь и интересы своих детей, сумеет вовремя дать им не набор кем-то скомпонованной информации, а системные знания о законах бытия, о том, как жить в современном мире среди непредсказуемых обстоятельств и самых разных людей. Знания, полученные от учителя, должны помочь молодым еще в детстве понять, почему обеспечивать собственную свободу и независимость, свое личностное развитие и благополучие человек может только в сотрудничестве с другими. Уместно вспомнить пророческие слова великого ученого Д.И. Менделеева: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего!» В каких условиях и как возможно подготовить такого учителя не в единичном, а массовом масштабе и должно, на мой взгляд, быть важнейшей заботой  государства. 
Что же касается секретов эффективного управления коллективом, то они тоже открыты не мной – всем давно известно, что хороший руководитель любое дело в первую очередь начинает с подбора, подготовки и грамотной расстановки кадров. В сфере образования именно кадры и есть то звено, «…взявшись за которое, можно вытащить всю цепь», как учили классики. Кстати, об этом писал и великий русский религиозный философ и педагог В.В. Розанов: «Школа – это только и всецело учитель: учитель – во-первых, учитель – во-вторых, учитель – в третьих, и только в-четвертых – еще что-нибудь, ну там, программа, штат, какое-нибудь здание…» Для меня сказанное – безусловная истина, аксиома, многократно проверенная практикой! Примеров масса. Много лет имея возможность анализировать показательные уроки лучших педагогов края, я убеждаюсь, как явно актуальны в наши дни эти слова, произнесенные, казалось бы, для учителей прошлого века! Недавно, в середине апреля, на очередном конкурсе «Учитель года» все члены жюри единодушно поставили максимальную оценку уроку литературы, посвященному  роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», проведенному совсем юной конкурсанткой из моей родной 25 школы краевого центра. Показательно, что в процессе обсуждения глубокой нравственной проблемы, какой  являлся моральный выбор героя, ей удалось все 30 минут удерживать на пике внимания,  в ситуации непрерывного, эмоционально напряженного духовного размышления, не только   старшеклассников чужой для нее школы, но и всех опытных членов жюри, других присутствующих,  чтобы они могли сами, как Достоевский,  найти единственный ответ на вечный сакральный вопрос! При этом для достижения поставленной цели, ей (как в былые годы и моим школьным педагогам), кроме себя самой, классной доски и текста романа, не понадобилось дополнительных средств, чтобы искусственно поддерживать интерес слушателей: ни дорогостоящего оборудования, ни особых методических ухищрений. А ведь мы понимаем, насколько сегодня, в наших реалиях, непросто обсуждать причины выбора человеком преступного пути и говорить о неотвратимости наказания за это, прежде всего, нравственного, когда  «…свое же зло, своим же ядом, свой отравляет организм»! Пожалуй, кроме учителей, никто и не готов разворачивать в молодежной среде публичные дискуссии на эти «скользкие» темы, доказывать, что, как писал поэт, есть и «высший суд», от которого невозможно и некуда спрятаться человеку. Такие примеры  лишь подтверждают, что личность, ее духовные основы,  формируются только другой личностью и уповать  на абсолютную эффективность даже самых современных технических средств обучения вместо живого слова учителя – наивно. 
Сказанное, разумеется, не означает, что следует пренебрегать современным оснащением урока, особенно актуальным при изучении дисциплин естественно-научного цикла. Однако,  при  распределении столь дефицитных средств, направляемых на образование, нужно расставлять приоритеты, соотношение затрат на подготовку и обеспечение учителей и на развитие материальной базы учебных заведений,  должно быть разумным и адекватным. Но это тема для разговора другого формата.

 – Тогда сразу возникает вопрос – где вы находите, как и чем привлекаете единомышленников, готовых решать такие амбициозные задачи?

– За годы работы у нас сформировалась своя система подбора кадров. На первый взгляд, она проста и понятна – найти нужного человека и поручить ему любимую работу в посильном объеме, которую уже поэтому он сможет делать лучше всех!  Данные социологических исследований и наш собственный опыт показывают, что всем порядочным людям, независимо от сферы деятельности, нравится, когда можно гордиться своей работой, а все порядочные люди, за редким исключением, похожи между собой в ценностных установках – идентичны их мировоззренческие взгляды,  жизненные предпочтения, цели, а главное – выбираемые для их достижения средства. Будучи совсем разными по полу, возрасту, стажу, благосостоянию, званиям и статусам и так далее, они как бы «сделаны из одного теста». Неудивительно, что при всей своей индивидуальности, они всегда стараются жить, как должно, даже если это не всегда получается, а качество их работы нет необходимости постоянно контролировать. Ответственность, совесть, профессионализм для них не просто слова. А в нашей профессии  быть порядочным человеком – первое, важнейшее и непреложное требование.  Ведь не случайно только к учителям и священнослужителям общество во все времена предъявляло самые жесткие моральные требования: им возбраняется иметь обычные людские пороки, забывать о своем профессиональном долге и в будни, и в праздники. Те негативные проявления невоспитанности или плохого характера, к которым окружающие снисходительны в общении с  представителями других профессий – учителю не прощаются ни родителями, ни детьми, ни общественным мнением. Но зато, только настоящим учителям дана такая милость, как долгая и благодарная память учеников. Во все века, во все времена родители искали для детей именно такого  учителя: чтобы «услышать слово пастыря», уходили из дома, преодолевая для встречи с ним тысячи верст.  И в наши дни такие подвижники  работают рядом. Я  думаю, моя мама была истинной учительницей! Какой счастливой она приходила домой, когда какой-нибудь безнадежный лоботряс получал не двойку, а «три с плюсом». Тогда я не понимала, чему тут можно радоваться? А потом, когда маме исполнилось 82, а ее по-прежнему навещали  седые уже ученики, поняла. 
Что может заставить успешного молодого человека прийти к пожилой учительнице? Наверное, то же, что заставляет нас идти к священнику, хотя мы понимаем, что его представления о реальной жизни в миру могут существенно отличаться от наших. Тогда какой совет о жизни в нашем, насквозь грешном, быту он может дать, живя в другом мире? Понятно, что, как и учитель, он не знает ответов на все вопросы... и не может знать. Но если перед нами – настоящие профессионалы, то, чувствуя чужую душевную боль, они выслушают, как умеют только они, и найдут нужное слово, которое поможет «увидеть дверь там, где для всех остальных – глухая стена». Вот почему в самые радостные, и в самые тяжелые, скорбные для нас минуты мы ищем именно тех, чья миссия, по большому счету, одинакова – спасение души, образование ума и сердца. И если вам встретится такой человек, пусть даже единственный за все годы вашей учебы,  вы – счастливчик!  Что бы собрать коллектив из таких коллег,  нужны годы. У нас они были- в этом году мы отметим  50 летний юбилей . 

Работая над текстом, я просмотрела несколько выпусков телепередачи «Школа компромиссов». В ходе разговора с ведущим, обсуждая проблемы образования, воспитания патриотизма, причины ухудшения духовно-нравственного климата в молодежной среде, Людмила Леонидовна была последовательной и даже бескомпромиссной, что нечасто можно встретить в беседах с депутатами. И немалое число людей продолжают заинтересованно обсуждать в социальных сетях поднятые темы, ждут продолжения диалога. Это и заставило меня несколько расширить формат нашего  интервью.

 – Людмила Леонидовна, в чем, на ваш взгляд, главная причина того, что события последнего времени со всей очевидностью говорят о нарастании негативных процессов в молодежной среде? Можно ли этому эффективно противостоять, и кто должен и в состоянии это делать?

– Ответ на эти вопросы пытаются найти не только правоохранители, родители, педагоги, но и политики, и  ученые и, конечно, законодатели. Обсуждение ведется на всех уровнях, как управленческих, так и социальных. Всех нас очень беспокоит тот, уже как видно непреодолимый, межпоколенный разрыв, о котором я упоминала в начале. Очевидно, что сама система жизненных ценностей старшего поколения перестает быть бесспорной и привлекательной для значительного  числа молодежи. Это обусловливает массовое равнодушие к отечественной истории, нежелание знать и помнить о нашем прошлом, делает молодых глухими к призывам «Стань лучшим в своей стране!», неважно, в какой сфере – в труде, учебе, спорте….
Уже понятно одно – постоянным увеличением количества массовых молодежных мероприятий и затрат на них, проблему формирования патриотического сознания нового поколения решить не удается. Причин несколько. Прежде всего – участвует в них, как правило, один и тот же контингент активистов, а никак не то большинство, часть которого и составляет  «группы риска». Кроме того, к сожалению, у нас нет пока сколько-нибудь убедительных и достоверных индикаторов, которыми можно было бы оценить реальную социальную эффективность принимаемых мер, а перед инициаторами и организаторами этих форумов-фестивалей-слетов-шествий такой задачи никто не ставит. Количественная статистика происшествий с детьми и подростками  удручает . Получается, что все силы у нас уходят на изобретение тактических решений при отсутствии ясной комплексной государственной стратегии, в которой у каждой из отвечающих за решение этих проблем,  структур было бы свое место, функция, а главное – ответственность. Один из великих китайцев Сунь-Цзы назвал такую ситуацию «…суетой перед неизбежным поражением». Обратите внимание – сейчас с терроризмом борется едва ли не весь мир. Еще совсем недавно казалось, что это – локальная проблема одного региона, а террористов – небольшая кучка, победа над которой не представит для сверхдержав существенных трудностей. Гибнут же террористы, судя по сводкам, сотнями и тысячами. И, тем не менее, конца войне не видно. Тогда в чем источник их силы?  Откуда они получают неиссякаемый, постоянно возобновляющийся человеческий ресурс, в том числе состоящий из растущего количества неофитов, среди которых едва ли не первое  место занимает молодежь? Что ее так привлекает, если она, преодолевая любые препятствия, едет из разных стран в ряды этих запрещенных группировок, соглашаясь на адские условия, с одной установкой – убивать и погибать. Если учесть, что боевого оружия у противодействующих сторон всегда было вдоволь и почти одинакового качества, то чем еще располагает арсенал модераторов этих процессов, чего нет у остального мирового сообщества? Получается, уникальным ресурсом как раз и является какая-то общая идея, недостижимая, но  воспринимаемая организаторами и исполнителями террористических акций, видимо, одинаково. Именно на этой идее, которая  стала «материальной силой….» переформатируется сознание тысяч людей и поддерживается вера радикальных последователей. Реализацию этой сверхидеи можно, наверное, назвать стратегической целью, для достижения которой разрабатываются и постоянно обновляются тактические приемы, с которыми мы боремся.
 Об этом размышляли почти все участники проведенной в июле 2016 года на базе нашего института Всероссийской научной конференции «Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления». Показателем того, насколько высока сегодня актуальность этой темы и уровень социальной напряженности в обществе, служит неожиданно большое количество участников мероприятия, в три раза превысившее первоначально заявленное. В середине лета, в разгар отпусков и приемной компании в вузах и колледжах, к нам приехали делегаты почти из 50 регионов. Два дня, далеко за рамками регламента, ученые, педагоги-практики, социальные работники, правоохранители и представители церкви, казачества вели напряженный поиск ответов на один, по сути, вопрос: «Что происходит с нашими детьми?» Кто, и каким образом «уводит» их даже из самых благополучных семей, кто способствует тотальному разобщению, когда родители, учителя перестают восприниматься молодым поколением как защитники, авторитетные и компетентные наставники? Фактически, педагоги должны противостоять противнику, о котором сами имеют смутное, невнятное представление, формируемое, в основном, СМИ. В этих условиях учитель фактически остается безоружным на поле идеологического боя, хотя именно он, пожалуй, единственный служащий, к которому и государство, и социум могут предъявить претензии за недостаточно высокий уровень воспитания патриотизма у школьников и студентов, их способности уверенно противостоять криминальным соблазнам! И это понятно, ведь в стране больше нет никакой другой организации, кроме образовательной, которой можно было бы поручить системную ежедневную  ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ работу с детьми и подростками! При этом ни сертифицированных специалистов, ни комплексных, прошедших экспертизу, программ, учебников и пособий, ни даже дополнительных часов на проведение целенаправленных занятий по данной тематике нет. Их который год заменяют планы проведения форумов и слетов, иных мероприятий, рекомендации и инструктивные письма, об исполнении которых надо отчитываться. Я думаю, у государства должны быть соответствующие обязательства по поддержке усилий школьного учителя, вынужденного работать при таких тектонических изменениях образовательной и социокультурной среды. К сожалению, очень тревожно сегодня вместо этого наблюдать, с какой легкостью получают широкую рекламу и прайм-тайм на центральных каналах фильмы сомнительного содержания, талантливо подающие зрителю отвратительные сюжеты из реальной жизни одиозных персонажей, или откровенно искажающих образ российского учителя: «Школа», «Физрук» или «Плохая училка»... Противостоять этому силами только педагогического сообщества очень трудно. А вновь подойти к учительскому столу после таких «психических атак» способен далеко не каждый. Все это не просто дискредитирует саму учительскую профессию,  наше многострадальное, непрерывно реформируемое образование, в целом, которое и должно выступать первым условием сохранения у молодежи исторической памяти, без которой невозможно  сформировать российскую идентичность народа, воспитать готовность отстаивать суверенность родного Отечества. Вот и возникает закономерный, но риторический вопрос: зачем становиться лучшим среди тех, кого не уважает общество и чей труд не нужен? В нашем регионе особенно хорошо осознают, что если мы сами не изменим ситуацию, нам «помогут», как «помогли» на наших глазах Украине и целому ряду других, бывших независимыми, государств.

- С вами трудно не согласиться, но тогда почему  мы так активно и в таком масштабе перенимаем западный опыт, реформируя отечественное образование? Дает ли это ожидаемый результат?

 – Похоже, когда несколько лет назад перед российским образованием стал поистине гамлетовский выбор: «…мириться лучше со знакомым злом, иль к незнакомому добру стремиться?»  – те, кто тогда определял образовательную политику, однозначно выбрали второе. И, хотя надо признать, что потребность в изменениях сомнений не вызывала, процесс, под девизом «весь мир разрушим до основанья, а затем…», начался настолько стремительно и неуправляемо, с таким революционным азартом, что сил у инициаторов радикальных перемен хватило только на первую часть – разрушить систему действительно почти до основанья. А вот контуры того замечательного будущего, которое должно было возникнуть «затем», с трудом просматриваются даже в наши дни. Не случайно в сетях пользуется популярностью выражение «мы всем подражаем, но ничему не учимся». Теперь даже далекие от образования люди понимают, что в мире нет образовательных систем, которые могли бы сегодня служить нам безусловным примером. Калькировать и примерять любую из них на себя, полностью отрицая собственный опыт и традиции, как было до недавнего времени, неприемлемо в принципе. Разумеется, нельзя замереть в прошлом и ждать рождения единственно верной педагогической доктрины, пригодной на все времена. Нельзя, двигаясь вперед, не смотреть по сторонам, заимствования неизбежны, как и эксперименты, но в такой государственно значимой отрасли как образование, это должны быть никак не волюнтаристские попытки изменить все сразу и везде. Мне кажется, что теперь еще большая революционная смелость нужна, чтобы попытаться сохранить то, что делает образование основой сбережения российской государственности. Но сначала придется очень многое предпринять, чтобы вернуть былое отношение к школе и учителю. Полезно вспомнить, что все поражения и победы власть сначала одерживает в головах людей, а десять самых важных лет в жизни человека  именно в руках  школьного учителя и ум и душа растущего  гражданина России! 
Признаться, когда новый министр образования России О.Ю. Васильева обозначила курс на возрождение исторической роли и традиций российского образования, я воочию увидела, с какой надеждой восприняли этот посыл мои коллеги, учительское сообщество. То, что обращение к учительству услышано, подтверждает и рост интереса у абитуриентов, их родителей к профессии педагога. Хотя у нас в институте всегда был конкурс, увеличение числа абитуриентов только радует, ведь это возможность сделать лучший отбор, чтобы через 4-5 лет в школьные классы и вузовские аудитории пришли достойные молодые специалисты.

- Что помогает вам изо дня в день интенсивно работать, сочетая деятельность управленца, ученого, общественницы, депутата с ролью жены, матери, сестры и, для кого-то, друга?

– Вы забыли упомянуть, что я - бабушка двух внуков, чем тоже горжусь, хотя вижу их, к сожалению, очень мало. А на ваш вопрос я отвечу коротко и чужими словами, которые принадлежат Р. Баху: «Чем больше вам нравится то, что вы делаете, тем меньше это можно назвать работой. Это радость и удовольствие!» Я бы добавила, что это и делает нас по-настоящему счастливыми, теми, кто «не наблюдают часов»,  продлевая время своей жизни!


Беседовала Лусине Варданян.
Фото из архива Л. Редько.



Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Кубанская набережная 7, тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
420111, г. Казань, ул. Мазита Гафури 50, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru