Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
На налоговые вычеты по НДС могут рассчитывать лишь «осмотрительные» предприятия
Налоговики перекладывают на налогоплательщика ответственность за платежную дисциплину его контрагентов Можно много рассуждать о том, что организация, добросовестно исчисляя налоги на основании документов контрагента, вроде бы не должна нести ответственность за его «халатность» или «нечистоплотность».
Но юристы, работающие в сфере хозяйственного правосудия, хорошо знают, что российским налоговикам более выгодна иная позиция: добросовестность налогоплательщиков их, мягко говоря, не волнует – в судах они ее не никогда доказывают, ограничиваясь лишь ссылками на неправомерные действия юрлиц.
«На уровне складывающейся в арбитражных судах правоприменительной практики за 2013-2014 годы очевидно движение к концепции, базирующейся на зависимости прав покупателя на вычет налога от исполнения налоговых обязанностей поставщиком товаров, работ или услуг, – резюмирует Роман Савичев. – Формирующаяся судебными органами модель напоминает круговую поруку: на налогоплательщика перекладывается ответственность за «налоговое поведение» его контрагентов. По сути, под страхом потери налоговых вычетов организацию принуждают контролировать исполнение налоговых обязанностей контрагентами и выбирать их с должной осмотрительностью. Хотя это совершенно не рыночный подход».
В спорной ситуации оказалось ООО «Эталон». Клиент агентства «СРВ» был привлечен к налоговой ответственности за якобы совершенные правонарушения, в связи с чем компании были доначислены налоги в общей сумме более 22,8 миллиона рублей. Сверх этого она должна была уплатить почти 3,7 миллиона рублей штрафа и свыше 4,5 миллиона пени.
«Эталон» обратился к опытным юристам уже после того, как потерпел фиаско в Арбитражном суде Республики Дагестан, где не смог добиться признания недействительным решения налогового органа. Суд посчитал, что компания является «недобросовестным» налогоплательщиком и вменил ей в вину неразборчивость в бизнес-связях, от чего мог пострадать бюджет. Мол, в выборе партнера фирма как заказчик услуг должна была проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ей рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений.
Республиканский арбитраж сделал такой вывод, разделив подозрения налоговиков, что контракт между «Эталоном» и его контрагентом «Управлением механизированного строительства» был фиктивным. Якобы у последнего отсутствовали и техника, и персонал для выполнения земляных работ по укреплению берега. Представленные же суду контрагентом договоры аренды транспортных средств с экипажем, заключенные им с двенадцатью физлицами, суд не принял в качестве доказательств реального выполнения заказа. При этом в обоснование своей позиции арбитраж сослался исключительно на представленные налоговым органом протоколы допроса свидетелей и письмо республиканской госинспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Смутили также налоговиков скромные, по их оценкам, отчисления управления в госбюджет.
По мнению юристов Агентства, позиция налоговиков была крайне шаткой и базировалась на совершенно пустых по своему содержанию бумагах. Так, в апелляционной инстанции, защищая интересы клиента, они указали на то, что упомянутые протоколы допроса свидетелей не могут считаться полноценными доказательствами. Они не содержали даже элементарных данных о личностях допрашиваемых, месте их проживания, степени владения русским языком, что подробно прописывалось в статье 90 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем вопросы вызывало и письмо Государственной инспекции Дагестана по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Там также не содержалось указаний на конкретных лиц, за которыми была или не была зарегистрирована самоходная техника. Более того, ответ был дан по состоянию на первое октября 2013 года, в то время как лица выполняли работы двумя годами(!) ранее.
«Складывалось впечатление, что апелляция настойчиво игнорировала наши аргументы, так как, подобно первой инстанции, в качестве надлежащих доказательств были приняты и «обезличенные» протоколы допроса свидетелей, и письмо инспекции, – вспоминает Роман Савичев. – Более того, нашим юристам было отказано в ходатайстве о допросе судом тех, кто как раз выполнял берегоукрепительные работы для «Управления механизированного строительства». При этом в тексте постановления суд апелляционной инстанции снова указал, что ООО «Эталон» должно было обладать даром предсказания и оценить не только условия сделки и их привлекательность, но также деловую репутацию и платежеспособность контрагента, риск неисполнения им обязательств, наличие у него необходимых ресурсов, соответствующего опыта... Хотя мы напомнили о том, что наш клиент перед заключением сделки затребовал у управления учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ. На выбор повлиял также тот факт, что в марте 2011 года управление стало победителем торгов по одному из крупных госзаказов. Тем не менее, апелляционная инстанция полностью согласилась с арбитражом Дагестана».
Случай с ООО «Эталон» – яркий пример того, насколько субъективной остается оценка добросовестности налогоплательщика. По идее, судебная практика разрешения налоговых споров должна исходить из презумпции его невиновности. И Конституционный суд РФ в определении от 16.10.2003 №329-О сделал вывод: налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Но в то же время в постановлении Пленум ВАС РФ №53, изданном в целях обеспечения единообразия судебной практики, указано, что если между налогоплательщиком и фирмой-однодневкой имел место сговор, или когда налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, то к налогоплательщику могут быть применены соответствующие санкции. Причем здесь же высшая инстанция закрепила отсутствие должной осмотрительности и осторожности организации-налогоплательщика в выборе контрагента в качестве основания для необоснованного получения налоговой выгоды.
Но даже если оставить в стороне очевидные противоречия, открытым остается вопрос. Что скрывается за понятиями «должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагентов»? Об этом в законодательстве нет ни слова, и неким руководством может служить лишь письмо Минфина России от 10 апреля 2009 года №03-02-07/1-177 «О добросовестности налогоплательщика при заключении сделок». В нем читаем, что о должной осмотрительности и осторожности налогоплательщиком при выборе контрагента может свидетельствовать получение им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, а также получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента. Среди мер «перестраховки» еще называется использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.
Не сделала ли все это компания «Эталон», готовясь к заключению сделки?! Но как видим, суд посчитал, что наличие выписок из ЕГРЮЛ, учредительных документов и статуса победителя торгов в 2011 году было недостаточно для проявления должной осмотрительности. Получается, что компания должна была затевать какую-то проверку добросовестности контрагента. Соответственно, в ситуации отказа судов в применении налоговых вычетов вследствие наличия «недостоверных сведений» в документах контрагента налогоплательщик несет неблагоприятные налоговые последствия чужих действий не на началах риска, а на началах вины за действия третьих лиц.
Таким образом, в настоящее время налогоплательщик вправе, по мнению налоговых органов и судов, предъявить НДС к вычету только в том случае, если уплачен НДС в бюджет не только его контрагентом, но и всей цепочкой поставщиков. Тем самым именно на налогоплательщика возлагается обязанность проверять это обстоятельство.
Правда, некую несправедливость в таком положении дел усмотрел и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, куда юристами «СРВ» была направлена кассационная жалоба. Его постановлением дело было направлено на новое рассмотрение. Первой инстанции надлежало все же досконально разобраться в подробностях. Например, установить силами какой организации все же были выполнены берегоукрепительные работы по государственному контракту или каким образом может быть связано местонахождение техники и официальная регистрация ее владельца и др. Вызвали сомнение и выводы арбитража Дагестана о недобросовестном поведении строительного управления, основывающиеся лишь на минимальных значениях к уплате в бюджет при больших оборотах. Хотя само по себе это обстоятельство отнюдь не является признаком оптимизации налогообложения.
«Налоговое законодательство, сколько бы его ни шлифовали, по-прежнему остается противоречивым. И мы наблюдаем явный отказ арбитражных судов от правозащитной ориентации при разрешении налоговых споров. Совершенно банальные ситуации, как в случае с «Эталоном», начинают толковаться в пользу фискальных интересов, на налогоплательщика возлагается дополнительное бремя, – констатирует Р. Савичев. – Хотя властям достаточно четко ответить на вполне конкретные вопросы: должен ли налогоплательщик проверять только своего непосредственного контрагента или же всю цепочку поставщиков и какие документы могут подтверждать добросовестность какого-то предприятия?
Может, государство просто не в силах справиться с задачей ликвидации налогового мошенничества через фирмы-однодневки и обеспечить реальное привлечение к ответственности организаторов схем неуплаты налогов и возмещения НДС из бюджета? Проще и удобнее, как показывает практика, доначислить налог добросовестному плательщику, который якобы не проявил должную осмотрительность... Фактически мы получаем «утяжеление» форм налогообложения и формирование судебной практики налогообложения с элементами коллективной ответственности за уплату налогов в бюджет.
По материалам постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А15-1352/2014 от 05.12.2014 г.