Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации



  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  ФАС Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Профессиональная работа специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ» позволила признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по проведению открытых аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования

Действующим законодательством Российской Федерации земля и другие природные ресурсы выделены в особую группу объектов гражданских прав. Вопросы об объеме оборотоспособности земли и других природных ресурсов в значительной мере решаются земельным, водным, лесным законодательством и законодательством об иных природных ресурсах.

В полной мере это относится к водным объектам, все чаще становящимся предметом судебных споров, особенно в контексте деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Водный кодекс Российской Федерации в совокупности с иными нормативными правовыми актами предполагает сложный характер взаимодействия различных отраслей в регулировании водных отношений.

Статья 9 Конституции Российской Федерации указывает на то, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Однако, как водные объекты, так и их водные ресурсы в полной мере не участвуют в гражданском обороте. При этом регулирование одного и того же круга общественных отношений различными отраслями законодательства водным и гражданским может осуществляться нормативными правовыми актами одного уровня.

Тем самым включение законодательством прудов и обводненных карьеров в гражданский оборот привело к совпадению предметов гражданского и водного права.

Договор в действующем российском водном законодательстве характеризуется публичным режимом регулирования с участием властного правоотношения (подчиненности, зависимости и т.п.), соответственно договор пользования водным объектом – это соглашение компетентного органа исполнительной власти с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. По аналогии с лесным законодательством к договорам пользования водными объектами применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации.

Следует отметить, что водный объект не отнесен к недвижимому имуществу. Теоретически же водный объект можно рассматривать в качестве недвижимости особого рода. Во-первых, он не отвечает формальным требованиям, предъявляемым пунктами 1 части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу, т.к. его нельзя охарактеризовать как прочно связанный с землей (водный поток, например, способен к перемещению в пространстве). Во-вторых, сделки с водными объектами регистрируются специально уполномоченным государственным органом использования и охраны водных объектов в отдельном государственном реестре договоров, подменяя таким образом общий порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В Водном кодексе РФ устанавливается преимущественно федеральная собственность на водные объекты. При этом собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц возможна на пруды и обводненные карьеры.

Так, в пункте 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В Открытое акционерное общество «Юридическое агентство «СРВ» обратился сельскохозяйственный производственный кооператив-колхоз «Русь», занимающийся сельскохозяйственным производством. Целью обращения являлось пресечение незаконных действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, создавших угрозу невозможности дальнейшего использования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края были объявлены открытые аукционы № 76 и 77 по приобретению права на заключение договора водопользования для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей. В качестве предмета аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории, указывались водные объекты (русловые пруды) – на реке Горькая Балка в Советском районе Ставропольского края, площадью 0,56 кв. км и 0,19 кв. км.

Юристы Агентства, проанализировав возникшие обстоятельства, составили мотивированное заявление в Арбитражный суд Ставропольского края, итогом которого стало удовлетворение заявленных требований и признание незаконными действий по проведению открытых аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования и обязание государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Русь», путем исключения позиций аукционов из извещения о проведении открытых аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования.

Первым шагом стало приостановление проведения аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории.

Ведь существовала реальная возможность того, что, пока будет оспариваться правомерность выставления водных объектов на аукционы, действиями Министерства определятся новые пользователи водных объектов, которые не преминут воспользоваться случаем и «по-быстрому» в течение десяти дней заключить договор водопользования прудом и зарегистрировать его в отделе водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления по Ставропольскому краю.

А это будет означать, что помимо признания неправомерными действий аукционной комиссии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края необходимо в судебном порядке аннулировать запись о регистрации договора водопользования, а главное – все это время новый пользователь водного объекта будет иметь законные основания использовать пруд по своему усмотрению иным способом, отличным от водопользования осуществляемого кооперативом. Это без сомнений нарушило бы существующее состояние отношений (status quo) между сторонами и исключило возможность законного правообладателя – сельскохозяйственного кооператива – пользоваться водным объектом по его прямому назначению для сельскохозяйственных целей.

Поэтому одновременно с исковым заявлением о признании незаконными действий по проведению открытых аукционов в Арбитражный суд Ставропольского края было подано заявление об обеспечении иска путем приостановления проведения аукционов № 76 и № 77 по приобретению права на заключение договоров водопользования до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

И указанные меры по обеспечению иска были приняты судом.

После этого можно было, не опасаясь ухудшения ситуации, разбираться с основаниями выставления государственным органом водных объектов на торги.

Выставляя водные объекты на аукционы, Министерство исходило из того, что пруды на реке Горькая Балка являются федеральной собственностью. При этом Министерство, в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, и Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, как раз является исполнительным органом, полномочным осуществлять предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ставропольского края, в пользование на основании договоров водопользования.

Вместе с тем, как справедливо указали специалисты Юридического агентства «СРВ», государственный орган не имел права распоряжаться указанными объектами и, готовя объекты для передачи по договорам водопользования, не удосужился выяснить, могут ли эти объекты свободно передаваться на торгах.

В качестве обоснования незаконности действий Министерства природных ресурсов Ставропольского края внимание суда было обращено на несколько ключевых обстоятельств.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Водные объекты на реке Горькая Балка, являвшиеся предметом аукционов № 76 и № 77, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:227. Эти объекты, как и гидротехнические сооружения на них, созданы СПК колхозом «Русь» хозяйственным способом в целях обеспечения сельскохозяйственного производства.

При этом, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.02.2012 года №26/501/12-17142 земельный участок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: кр. Ставропольский, р-он Советский на территории СПК колхоза «Русь», площадью 690279+/-9465 кв. м, с кадастровым номером 26:27:000000:227, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и обслуживания прудов и других искусственных водоемов.

Этот участок использовался колхозом на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 05.04.1995 года №18427, выданном на основании постановления Главы администрации Советского района Ставропольского края от 30.12.1994 г. № 514 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Советского района.

В приложении к свидетельству от 05.04.1995 года № 18427 на право бессрочного (постоянного) пользования колхоза, удостоверенному председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Советского района А.Н. Есаулко, отражено, что в пользовании кооператива находится всего землепользования – 1191 га; в стадии мелиоративной подготовки – 136 га; древесно-кустарные насаждения – 757 га; под болотами – 20 га; под водой – 117 га; под дорогами, прогонами – 114 га; нарушенные земли – 10 га; прочие земли – 7 га.

В паспортах прудов № 16 и № 17, составленных Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю, также однозначно указывалось, что балансодержателем и землепользователем земельного участка, на котором построены рыбоводные пруды № 16 и № 17, является СПК колхоз «Русь».

В рамках действия лицензии от 17.12.2002 года № 028429, выданной Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю, истцом осуществлялись затраты на обеспечение жизнедеятельности и нормального функционирования, как самих водных объектов (прудов № 16 и 17), так гидротехнических сооружений, возведенных истцом, которые обеспечивают сельскохозяйственное производство.

Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса, сохраняется.

В силу этого свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования от 05.04.1995 года № 18427, выданное кооперативу, является юридически значимым и имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Тем самым спорные водные объекты оказались в границах земельного участка, обремененного правом постоянного бессрочного пользования кооператива, отнесенного к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и предоставленного для сельскохозяйственного производства.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории в соответствии с их целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно части 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель сельскохозяйственного назначения входят сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и прочие.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

В связи с этим утверждение Министерства об отнесении водных объектов – русловых прудов реки Горькая Балка – к землям водного фонда в порядке статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствовало действительности, т.к. данные водные объекты в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости отнесены к землям категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Действующим в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения законодательством не устанавливается запрета на предоставление земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, если в их состав кроме сельскохозяйственных угодий входят земли, занятые водными объектами.

Настаивая на том, что спорные объекты, находящиеся в границах земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:227, относится к водным объектам, находящимся в федеральной собственности, Министерство по существу выражало несогласие с правильностью формирования земельного участка, осуществления его государственного кадастрового учета и законностью нахождения участка в пользовании кооператива.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.02.2010 года по делу № А41-26523/08, от 16.12.2011 года по делу № А41-686/11 и постановлении Десятого арбитражного суда от 13.10.2011 года по делу № А41-686/11.

Ненормативные правовые акты, послужившие основанием для установления границ и формирования земельного участка, осуществления его государственного кадастрового учета, использования его СПК колхозом «Русь» на праве постоянного бессрочного пользования, в установленном порядке не оспаривались и не признавались незаконными.

Согласно статье 16 Водного кодекса РФ водные объекты могут передаваться в пользование на аукционе только в определенных случаях и в соответствии с «Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования», утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 года № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Подпунктом «б» пункта 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей.

Однако, в ходе рассмотрения дела Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежащих доказательств принадлежности водного объекта и земельного участка, занятого им, к федеральной собственности или собственности Ставропольского края представлено не было.

Вместе с тем законом достаточно четко прописаны удостоверяющие документы, относящие водный объект к федеральной собственности.

Так как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о водных объектах не содержится, единственным подтверждением существования водного объекта и его нахождения в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является соответствующая запись в Государственном водном реестре, куда также заносятся сведения об использовании водных объектов, о речных бассейнах и о бассейновых округах.

При этом в Государственном водном реестре отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления сведений о водных объектах (русловых прудах) на реке Горькая Балка в Советском районе Ставропольского края, площадью 0,56 кв. км и 0,19 кв. км не имеется, а права на спорные пруды не зарегистрированы.

Исходя из этого, поскольку Министерством, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в нарушение требований водного и земельного законодательства осуществлялись мероприятия по проведению аукционов по приобретению права водопользования водными объектами, которые не могли являться их предметом, действия государственного органа признаны судом незаконными и нарушающими права заявителя в экономической сфере деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.

Данная правовая позиция, полностью согласуется с судебной практикой, сложившейся в Российской Федерации (определение ВАС РФ от 31.05.2010 г. № ВАС-6423/10 по делу № А41-26523/08 и определение ВАС РФ от 10.04.2012 г.№ ВАС-3810/12 по делу № А41-686/11).

На Министерство была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Русь», путем исключения позиций аукционов № 76 и № 77 из извещения о проведении открытых аукционов № № 69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования.

Ниже публикуется полный текст решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2012г. по делу № А63-9262/2011.

Заместитель начальника юридического отдела
ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
А.И. Гаранжа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь
28 апреля 2012 года
Дело № А63-9262/2011



Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Русь», с. Солдато - Александровское Советского района Ставропольского края к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Тарасенко Юрия Сергеевича, п. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края, о признании незаконными действий по проведению открытых аукционов, выразившиеся в публикации извещения о проведении открытых аукционов № 69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Русь», путем исключения позиций аукционов №76 и №77 из извещения о проведении открытых аукционов №№69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования, при участии представителя заявителя Гаранжа А.И. по доверенности от 28.09.2011 г., представителя заинтересованного лица Мироновой Ю.С. по доверенности от 19.12.2011г. № 89-01/7, в отсутствие третьего лица,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Русь», с. СолдатоАлександровское Советского района Ставропольского края (далее - заявитель, колхоз, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, заинтересованное лицо), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Тарасенко Юрия Сергеевича, п. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края о признании незаконными действий по проведению открытых аукционов, выразившиеся в публикации извещения о проведении открытых аукционов № 69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Русь», путем исключения позиций аукционов № 76 и № 77 из извещения о проведении открытых аукционов № № 69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования. Просил признать незаконными действия по проведению открытых аукционов в связи с тем, что общество является землепользователем прудов, входящих в предмет аукциона.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований и просил отказать заявителю в их удовлетворении. Полагает, что расположение водного объекта на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности граждан, не является основанием для возникновения права собственности у заявителя, так как русловые пруды реки Горькая Балка являются частью реки.

Третье лицо, должным образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

В соответствии с частью 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, министерством 24.09.2011 г. в газете «Ставропольская Правда» под № 229 (254-24) и на официальном сайте министерства mpr.stavkray.ru опубликовало извещение о проведении открытых аукционов № 76 и 77 по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - извещение).

В позиции аукциона № 76 в извещении в качестве предмета аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории, указывается водный объект (русловой пруд) - реки Горькая Балка площадью 0,56 кв.км., в Советском районе (географические координаты: Т-1-44°10"13,44"с.ш.43°53"5,08"в.д.; Т-2- 44°10"0,71"с.ш.43°53"26,63"в.д.; Т-3 - 44°9"40,33" с.ш. 43°52"32,69""в.д.; Т-4 - 44°9"34,06" с.ш. 43°52"38,73""в.д.;) для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.

В позиции аукциона № 77 в извещении в качестве предмета аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории, указывается водный объект (русловой пруд) - реки Горькая Балка площадью 0,19 кв. км в Советском районе, (географические координаты: Т-1 - 44°10039,222 с.ш., 43°53046,802 в.д.; Т- 2 - 44°10031,222 с.ш, 43°53051,372 в.д; Т-3 - 44°10034,932 с.ш, 43°53031,922 в.д.; Т-4 - 44°10020,482 с.ш, 43°53032,232 в.д; Т-5 - 44°10016,952 с.ш, 43°53038,892 в.д;) для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.

На основании постановления главы администрации Советского района Ставропольского края от 30.12.1994 № 514, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Советского района кооперативу выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования № 18427 от 05.04.1995 предприятия.

В приложении к свидетельству № 18427 от 05.04.1995 года на право бессрочного (постоянного) пользования колхоза, удостоверенному председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Советского района А.Н. Есаулко, отражено: всего землепользования - 1191га; в стадии мелиоративной подготовки - 136га; древеснокустарные насаждения - 757га; под болотами - 20га; под водой - 117га; под дорогами, прогонами - 114га; нарушенные земли - 10га; прочие земли - 7га.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 (в редакции от 18.07.2011 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указывается, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса, сохраняется.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.02.2012 г.№ 26/501/12-17142 земельный участок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир кр. Ставропольский, р-он Советский на территории СПК колхоза «Русь», площадью 690279+/-9465 кв.м., с кадастровым номером 26:27:000000:227, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства и обслуживания прудов и других искусственных водоемов, принадлежит колхозу на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 05.04.1995 г. № 18427.

В силу положения пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования № 18427 от 05.04.1995 г. предприятия является юридически значимым и имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, колхозу «Русь» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:27:000000:227, предназначенный для сельскохозяйственного производства и обслуживания прудов и других искусственных водоемов.

Паспортом пруда № 16, составленным Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю подтверждается, что балансодержателем и землепользователем земельного участка, на котором построен рыбоводный пруд № 16, является СПК колхоз «Русь».

Паспортом пруда № 17, составленным Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю подтверждается, что балансодержателем и землепользователем земельного участка, на котором построен рыбоводный пруд № 17, является СПК колхоз «Русь».

Документацией об аукционах № 76 и 77 предусмотрено, что использование водного объекта должно осуществляться в рекреационных целях, то есть для купания и организации отдыха на воде с применением моторных и не моторных маломерных плавательных средств, в том числе оборудование пляжей.

Договором водопользования, заключаемым по результатам аукционов, предусматривается, помимо прочего, недопущение на территориях пляжей постоянного и временного проживания граждан, строительство объектов, производство земляных и других работ, не связанных с его эксплуатацией. Итогом заключения договора будет являться использование водного объекта в целях купания и организации отдыха на воде, связанное с оборудованием пляжей на земельном участке, используемом истцом для сельскохозяйственного производства.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Водные объекты - русловой пруд реки Горькая Балка площадью 0,56 кв.км., в Советском районе и русловой пруд реки Горькая Балка площадью 0,19 кв. км в Советском районе, являющиеся предметом аукционов №, № 76 и 77, входят в состав указанного земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:227.

Согласно статье 16 Водного кодекса РФ водные объекты могут передаваться в пользование на аукционе только в определенных случаях и в соответствии с «Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования», утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Подпунктом «б» пункта 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, доказательств принадлежности водного объекта и земельного участка, занятого им, к федеральной собственности или собственности Ставропольского края в материалы дела не представлено.

В статье 31 Водного кодекса РФ указано, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах заносятся в государственный водный реестр.

Приказом Министерства природных ресурс в и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 г. № 293 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов функций по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр (далее - административный регламент).

В соответствии с приложением № 2 к административному регламенту отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского БВУ является территориальным органом, исполняющим функцию по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр.

В Государственном водном реестре отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления права на спорные пруды не зарегистрированы.

Напротив, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Поскольку министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, являющимся органом исполнительной власти субъекта РФ, в нарушение требований водного и земельного законодательства осуществлялись мероприятия по проведению аукционов по приобретению права водопользования водными объектами, которые не могли являться их предметом, такие действия государственного органа незаконны и нарушают права заявителя в экономической сфере деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что проведение аукционов № 76 и 77 и заключение по их результатам договоров водопользования нарушает права и законные интересы заявителя, как правообладателя земельного участка, а также балансодержателя созданных на нем гидротехнических сооружений. У министерства отсутствовало право для включения исследуемых прудов в аукционы № 76 и 77.

При вышеизложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Правовая позиция, изложенная в настоящем решении, полностью согласуется с судебной практикой, сложившейся в Российской Федерации (определение ВАС РФ от 31.05.2010 г. № ВАС-6423/10 по делу № А41-26523/08 и определение ВАС РФ от 10.04.2012 г.№ ВАС-3810/12 по делу № А41-686/11).

Государственная пошлина, уплаченная обществом при подаче заявления в суд, судом не взыскивается с министерства по причине подачи заявителем соответствующего ходатайства.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

заявленные требования сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Русь», с. Солдато-Александровское Советского района Ставропольского края, ОГРН 1022601007990, удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по проведению открытых аукционов, выразившиеся в публикации извещения о проведении открытых аукционов № 69-85 по приобретению права на заключение договоров водопользования.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза «Русь», путем исключения позиций аукционов № 76 и № 77 из извещения о проведении открытых аукционов № № 6985 по приобретению права на заключение договоров водопользования.

Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхозу «Русь», с. Солдато-Александровское Советского района Ставропольского края, ОГРН 1022601007990, выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Л.В. Быкодорова





Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО « Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская 11,тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «СавИнвест»
420111, г. Казань, ул. Право-Булачная 13, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

Email: asrv@bk.ru


Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ


Экономколлегия ВС пресекла злоупотребление правом на торгах
Участник электронного аукциона за полтора часа сделал 177 ценовых предложений, ч


Telegram отозвал иск к бывшему топ-менеджеру на 100 млн руб.
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга прекратил производство по иску комп


ВС разобрался в споре прокуратуры, Минобороны и бизнеса
Верховный суд разобрался в споре о судьбе земельного участка, который учреждение


CIS Management B.V. и Buren N.V. приглашают на бесплатный вебинар "Нидерланды – гавань для мультинационального бизнеса"
Голландская трастовая компания CIS Management B.V. и юридическая компания Buren


Кассация сократила сумму взыскания с контролирующих "Дальнюю степь" компаний
Апелляция и первая инстанция обязали HSBC Management (Guernsey) Limited и ООО «Э



ОБЩЕМИРОВЫЕ НОВОСТИ


Черный рынок мобильных номеров процветает

Парадоксально, но несмотря на то, что законодательно прописаны санкции (и вполне жесткие) за продажу сим-карты без паспорта гражданина, черный рынок мобильных номеров не прекратил своего существования. А даже, судя по всему, процветает.



Позиции адвокатов в уголовном судопроизводстве станут более прочными

Профессиональное сообщество наконец добилось дополнительных гарантий, которые повышают независимость защитников и позволяют им более эффективно справляться со своими задачами.



Репортаж из зала суда получил законную силу

Уголовно-процессуальный кодекс РФ пополнился нормами, где прописаны правила трансляций судебных заседаний, а также фото и видеосъемки в ходе процесса



Должник бомжом не станет?

Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, в соответствии с которым безнадежные должники по кредитам могут лишиться единственного жилья.



Поправки в УК позволяют судам назначать отсрочку на этапе вынесения приговора

Отечественные власти продолжают держать ранее взятый курс на гуманизацию уголовного законодательства



Архив правовых новостей













Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru